СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 17 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе Кирушева А.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2015 года, по которому
взыскано с Федерального казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний" в пользу Кирушева А.В. в счет ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью с 12.03.2012г. по 30.09.2015г. в сумме ... рублей ... копеек, индексация в сумме ... рублей ... копеек.
Обязано Федеральное казенное учреждение "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний" выплачивать Кирушеву А.В. ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью с 01.10.2015г. в соответствии с Правилами выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденными Приказом ФСН России от 05.08.2013г. N 439 в сумме ... рублей ... копейки, начиная с 01.10.2015г. и до очередного изменения размера ежемесячных сумм.
В остальной части исковых требований Кирушеву А.В. к Управлению Федерального казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральному казенному учреждению "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний" - отказано.
Взыскана с Федерального казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний" госпошлина в доход местного бюджета в сумме ... рубля ... копейки.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца Кирушева А.В., его представителя Ветошкиной Л.В., представителей ответчиков Клубет А.М., Ивонина Д.А., судебная коллегия
установила:
Кирушев А.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний", Управлению ФКУ УОДОП ФСИН России по Республике Коми об обязании выплачивать с 01.04.2015г. ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью в размере ... рублей с последующим перерасчетом с учетом увеличения окладов денежного содержания сотрудников УИС РФ и взыскании задолженности по выплатам ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с 12.03.2012г. по 31.03.2015г. в размере ... рубля с учетом индексации.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней просит истец, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Кирушев А.В. проходил службу на различных должностях в уголовно-исполнительной системе. В период службы 17.02.2000г., возвращаясь из служебной командировки на личном транспорте, ... УИН Минюста России по Республике Коми Кирушев А.В. попал в аварию и получил телесные повреждения, которые, по результатам служебной проверки от 21.02.2000г. признаны полученными при исполнении служебных обязанностей.
Приказом начальника Федерального государственного учреждения Управление оперативно-технических и поисковых мероприятий Федеральной службы исполнения наказаний России от 03.03.2008г. "Номер обезличен" Кирушев А.В. уволен из органов уголовно-исполнительной системы по п. "з" N ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья).
Решением Верховного суда Республики Коми от 09.02.2009г. изменена дата увольнения истца на 3 января 2009 года, в связи, с чем в приказ об увольнении Кирушева А.В. внесены соответствующие изменения.
В период времени с 05.12.2008г. по 08.12.2008г. Кирушев А.В. был освидетельствован в филиале N 21 ФГУ "Главное Бюро МСЭ", где ему установлена ... группа инвалидности; при последующем освидетельствовании 12.01.2010г. группа и причина инвалидности установлены прежние на срок до 01.01.2011г. Из Акта "Номер обезличен" освидетельствования во МСЭК следует, что Кирушев А.В. был повторно освидетельствован с 11.12.2011г. по 13.12.2011г., группа инвалидности - ... , инвалидность установлена бессрочно.
По заключению экспертов в 2013 году Кирушеву А.В. по последствиям травмы было установлено ... % утраты профессиональной трудоспособности с момента первичного установления ... группы инвалидности, то есть с 05.12.2008г., бессрочно.
С 12.03.2012г. Кирушеву А.В. назначена пенсия по инвалидности.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 14.10.2013г. исковые требования Кирушева А.В. удовлетворены частично. Федеральное казенное учреждение "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний" обязано выплачивать Кирушеву А.В. ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью с 12.03.2012г. по 31.12.2012г., исходя из порядка, установленного Приказом Минюста РФ от 28.10.2005г. N 198 "О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких". Федеральное казенное учреждение "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний" также обязано выплачивать Кирушеву А.В. ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью с 01.01.2013г. в соответствии с Правилами выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденными Приказом ФСИН России от 05.08.2013г. N 439.
До настоящего времени решение суда от 14.10.2013г. не исполняется, исполнительные листы возвращены истцу со ссылкой на положения ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи, с чем истец обратился с иском о взыскании денежных сумм.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Приказа Минюста РФ от 28.10.2005г. N 198 "О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких", Правилами выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденными Приказом ФСИН России от 05.08.2013г. N 439 и произвел расчет сумм в возмещение вреда здоровью до 2013 года исходя из среднего заработка истца за 12 месяцев, предшествующих установлению утраты профессиональной трудоспособности (05.12.2008г.), а далее в соответствии с п. 23 Правил N 439 и п. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ.
Производя расчет среднемесячного заработка за период с декабря 2007г. по ноябрь 2008г. суд принял во внимание полученное истцом денежное довольствие и суммы квартальных премий в размере пропорционально отработанному времени. Общая сумма заработка истца за период с 01.12.2007г. по 30.11.2008г. по расчету суда составила ... руб., среднемесячная сумма заработка составила ... руб. Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности ( ... %) составила ... руб.
Из указанного расчета, суд первой инстанции взыскал задолженность за период с 12 марта 2012 года по 31 декабря 2012 года в общей сумме ... руб.
Судебная коллегия считает, что период для расчета среднемесячного заработка определен судом верно, как наиболее выгодный для истца, однако расчет противоречит нормам материального права по следующим основаниям.
Порядок выплат сумм в возмещение вреда здоровью сотрудникам уголовно-исполнительной системы до 1 января 2013 года был предусмотрен Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 года N 198.
В соответствии с положениями вышеуказанного акта в пункте 21 указано, что при назначении пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, приведшей к досрочном увольнению со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья, установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
Согласно пункту 23 Инструкции размера вреда, подлежащего возмещению, определяется со статьей 1086 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Выплата ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью производится в течение всего срока, на который установлена инвалидность и определена степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах.
В силу части 1 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.
В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции. Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов (часть 2 статьи 1086 ГК РФ).
Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать. В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев. Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены (часть 3 статьи 1086 ГК РФ)
Исходя из расчетных листов по заработной плате истца за 2007 и 2008 год и сумм, взысканных решением Верховного суда Республики Коми от 09.02.2009г. по делу об изменении даты увольнения истца, в декабре 2007г. истцом получена сумма в размере ... рубль, в январе 2008г. - ... руб., в феврале 2008г. - ... руб., с марта по сентябрь 2008г. размер денежного довольствия составил ... рублей ежемесячно, с октября по ноябрь 2008г. - ... рублей ежемесячно.
На основании части 2 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав заработка должны быть включены квартальные премии пропорционально отработанному времени, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, материальная помощь, поскольку указанные выплаты в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2002г. N 78-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21 января 2003г. N 33, Инструкцией о дополнительных выплатах сотрудникам УИС, утвержденной приказом ФСИН России от 27 апреля 2005г. N 315 (действовавшими до 1 января 2013 года) носили обязательный и постоянный характер и входили в месячное содержание сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, подлежат включению суммы премий: в декабре 2007 года согласно пропорционально отработанному времени - ... рублей; за второй и третий квартал 2008г. - по ... рублей, за четвертый квартал 2008г. согласно пропорционально отработанному времени - ... рубля; материальная помощь за 2008 год, взысканная по решению Верховного суда Республики Коми от 09.02.2009г. в размере ... руб.
Единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного года было получено истцом за 2007 год в феврале 2008 года в размере ... руб., за 2008 год - ... руб. (в марте 2008г. согласно расчетному листку) + ... руб. (по решению Верховного суда Республики Коми от 09.02.2009г.).
На основании части 3 ст. 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что расчетным периодом является один год с декабря 2007г. по ноябрь 2008г., а единовременное денежное вознаграждение за 2007 года получено в большем размере, судебная коллегия считает необходимым включить в состав заработка единовременное вознаграждение по итогам календарного года за 2007 год в размере ... руб., как наиболее выгодное для истца.
Всего за расчетный период истцом было получено ... руб., с учетом части 3 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации среднемесячный заработок составит ... руб. Соответственно ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью за 40% утраты профессиональной трудоспособности - ... руб.
Доводы истца о включении в состав заработка разовых премий, компенсации за санаторно-курортное лечение, единовременного денежного вознаграждения за два года не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат положениям ст. 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы истца о необходимости увеличения ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью за период с ноября 2008 года до марта 2012 года, необоснованны.
Пунктом 24 Инструкции N 198 от 28 октября 2005г. предусмотрено, что в случае увеличения оклада денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, также одновременно подлежат соответствующему перерасчету ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью, выплачиваемые ранее уволенным со службы сотрудникам.
На основании постановления Правительства РФ от 23.07.2009г. N 603, постановления Правительства РФ от 31.03.2011г. N 225, постановления Правительства РФ от 30.03.2012г. N 268 происходило увеличение оклада денежного содержания проходящих службу сотрудников уголовно-исполнительной системы: с 01.08.2009г. в 1,085 раза, с 01.04.2011г. в 1,065 раза, с 01.04.2012 г. в 1,06 раза.
Из буквального толкования п. 24 Инструкции N 198 следует, что ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью подлежат увеличению одновременно с увеличением денежного содержания проходящих службу сотрудников УИС, в том случае, если ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью ранее выплачивались.
Истец в период до 12 марта 2012 года не получал ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью, соответственно оснований для увеличения этих сумм до указанной даты не имеется, а с 01.04.2012г. сумма в возмещение вреда здоровью подлежит увеличению и составит: ... *1,06= ... руб.
Доводы истца о том, что расчет ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью должен быть произведен в соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", судебная коллегия признает несостоятельными.
Согласно указанному пункту Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, если при определении размера возмещения вреда из среднемесячного заработка (дохода) за прошедшее время (по выбору потерпевшего - до причинения увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им профессиональной трудоспособности) произошло обесценивание сумм заработка, не позволяющее возместить вред потерпевшему в полном объеме, суд с целью соблюдения принципов равенства, справедливости и полного возмещения вреда вправе применить размер заработка (дохода), соответствующий квалификации (профессии) потерпевшего, в данной местности на день определения размера возмещения вреда.
Истцом в апелляционной жалобе представлен расчет его денежного довольствия по состоянию на 1 марта 2012 года, с которым согласиться нельзя.
В расчет истцом необоснованно включена стимулирующая надбавка в размере ... % по приказу ФСИН России от 18.11.2009г. N 459, поскольку согласно пунктам 2 и 4 данного приказа (действовавшего до 1 января 2013 года) начальнику федерального бюджетного учреждения "Управление оперативно-технических и поисковых мероприятий Федеральной службы исполнения наказаний" разрешено устанавливать дополнительную ежемесячную стимулирующую выплату ... управлений (отделов) федерального бюджетного учреждения "Управление оперативно-технических и поисковых мероприятий Федеральной службы исполнения наказаний" и ... в размерах соответственно до 35 и до 25 процентов от фиксированной суммы, установленной на 2012 календарный год в размере ... рублей.
Таким образом, указанная дополнительная стимулирующая выплата для должности, которую занимал истец в размере до ... % от фиксированной суммы, не является обязательной и не может быть включена в состав заработка при определении размера возмещения вреда в соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1.
Противоречит п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 и включение истцом в состав заработка дополнительных выплат в виде премий, ЕДВ и материальной помощи.
Доводы истца о том, что в соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 расчет ежемесячной суммы возмещения вреда должен быть произведен из заработка на момент вынесения решения судом 928.09.2015г.) во внимание не принимаются, поскольку являются следствием неверного толкования норм материального права. В данном случае днем определения размера возмещения вреда является 12 марта 2012 года, а не день вынесения решения суда.
Размер денежного довольствия истца по состоянию на март 2012 года составил бы ... руб., что не свидетельствует о произошедшем обесценивании сумм заработка, не позволяющим возместить вред потерпевшему в полном объеме, по сравнению с заработком, рассчитанным судебной коллегией в соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере ... руб.
С учетом вышеизложенного сумма возмещения вреда здоровью истца за период с 12 марта по 31 декабря 2012 года составит:
за 20 дней марта 2012 года - ... руб. С 1 апреля по 31 декабря 2012 года - ... руб. ( ... руб. х 9 мес.). Всего ... руб.
Производя расчет ежемесячной денежной компенсации с 1 января 2013 года суд первой инстанции, исходил из оклада по должности истца - ... рублей; оклада по специальному званию - ... рублей; процентной надбавки за выслугу лет ( ... %) - ... рублей, установленных при назначении пенсии по инвалидности и увеличенных на коэффициент 1,55, предусмотренный п. 23 Правил, утвержденных Приказом ФСИН России от 05.08.2013г. N 439 за вычетом пенсии по инвалидности. При этом сумма рассчитана судом с учетом установления истцу ... % утраты профессиональной трудоспособности.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" установлено, что в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
В п. 10 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом ФСИН России от 05.08.2013 г. N 439 утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей (далее - Правила от 05.08.2013 г. N 439). Данные Правила применяются с 01.01.2013 г. (п. 2 Приказа ФСИН России от 05.08.2013 г.).
Пунктом 23 Правил от 05.08.2013 г. N 439 предусмотрено, что состав утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18.04.1991 г. по 31.12.2012 г. включительно, выплата ежемесячной денежной компенсации которым назначена и выплачивается в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действующим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 г., с коэффициентом 1,55.
Довод апелляционной жалобы Кирушева А.В. о том, что размер ежемесячной компенсации ему подлежит определению в полном объеме без учета степени утраты трудоспособности, является необоснованным.
Подпунктом "д" пункта 20 Правил от 05.08.2013 г. N 439 предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации предоставляется, в том числе, выписка из акта освидетельствования в учреждении МСЭ с приложением справок о стойкой утрате трудоспособности в процентах и группе инвалидности вследствие военной травмы.
Следовательно, для определения размера утраченного денежного довольствия необходимо определение стойкой утраты трудоспособности в процентах.
В тоже время заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы истца о необходимости применения при расчете ежемесячной денежной компенсации районного коэффициента в размере ... %.
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынях и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынях и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Указанная норма является императивной и предписывает производить в повышенном размере оплату труда сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в местностях с особыми климатическими условиями.
Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, а также размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 2 названного Закона).
30 декабря 2011 г. Правительством Российской Федерации издано Постановление N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях".
Исходя из приведенных выше нормативных положений предусмотренный пунктом 23 Правил повышающий коэффициент 1,55 к размеру утраченного денежного довольствия сотрудника для назначения ежемесячной денежной компенсации установлен для определения среднего значения дополнительных выплат, производимых сотрудникам, проходящим службу в обычных условиях, без учета несения ими службы в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
Законодательством не установлено запрета повышать размер денежной компенсации, путем применения к нему районного коэффициента.
При таких обстоятельствах, руководствуясь общими нормами о применении районных коэффициентов, учитывая, что фактически служба истца проходила в неблагоприятных климатических условиях, что компенсируется путем выплаты районных коэффициентов к денежному содержанию, то денежное содержание, из которого определяется размер денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, также должен исчисляться с учетом районного коэффициента.
Вместе с тем доводы о необходимости применения при исчислении ежемесячной денежной компенсации северной надбавки в размере ... % несостоятельны, поскольку из смысла положений Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Постановления N 1237 от 30.12.2011г. следует, что указанная процентная надбавка применяется к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу, к которым истец в данном случае не относится.
Судебная коллегия считает обоснованными и доводы апелляционной жалобы о том, что суд при зачете пенсии по инвалидности неверно учел ежемесячную сумму в размере ... рублей, которая установлена Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005г. N 887.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 887 от 1 августа 2005 г. "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" в целях улучшения материального положения граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, данной категории лиц с 1 сентября 2005 г. установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере ... рублей.
По смыслу данного Указа Президента Российской Федерации, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение не является социальной выплатой, а является материальной помощью и в объем возмещения вреда здоровью не входит.
При таких обстоятельствах, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере ... рублей не подлежит зачету наравне с пенсией по инвалидности при расчете ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ.
Между тем доводы дополнения к апелляционной жалобе о необходимости зачета при расчете ежемесячной денежной компенсации пенсии по инвалидности в размере по состоянию на 01.01.2013г. без учета дальнейшего ее повышения, во внимание не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, регулирующего спорные правоотношения.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, свидетельствующих о размере денежного довольствия и размере пенсии по инвалидности, расчет ежемесячной денежной компенсации с 1 января 2013 года составит: (( ... руб. (оклад по должности) + ... руб. (оклад по званию) + ... руб. (надбавка за выслугу лет)) х 1,2 (районный коэффициент) х 1,55 (дополнительный коэффициент) х ... % (степень утраты профтрудоспособности))- ... руб. (пенсия по инвалидности) = ... руб.
Далее с учетом повышения пенсии по инвалидности, размер ежемесячной денежной компенсации составит: с 01.10.2013г. - ... руб., с 01.01.2014г. - ... руб., с 01.10.2014г. - ... руб.
Пунктом 26 Правил, утвержденных приказом ФСИН России от 05.08.2013г. N 439 предусмотрено, что в случае если размер ежемесячной денежной компенсации, назначенный в соответствии с настоящими Правилами, будет меньше размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой ранее, до приобретения гражданином Российской Федерации права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере, ежемесячная денежная компенсация выплачивается ему в прежнем размере.
Учитывая, что по расчету судебной коллегии размер ежемесячной денежной компенсации на декабрь 2012 года выше, чем на январь 2013 года, ежемесячная денежная компенсация истцу должна выплачиваться в прежнем размере - ... руб.
Задолженность за период с 1 января 2013 года по 30 сентября 2015 года составит ... руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно вышел за пределы исковых требований, так как истцом было заявлено о взыскании задолженности по 31 марта 2015г., а суд взыскал задолженность по сентябрь 2015 года включительно, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку права истца не нарушены, и данное обстоятельство не является процессуальным нарушением, влекущим безусловную отмену решения суда.
Учитывая, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации, однако неверно произвел ее расчет, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда в части сумм, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца.
Общая сумма денежной компенсации за период с 12.03.2012г. по 30.09.2015г. составит ... рублей.
С 1 октября 2015 года размер ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате истцу должен составить ... руб. Указанный размер компенсации подлежит индексации в соответствии с п. 24 Правил, утвержденных приказом ФСИН России от 05.08.2013г. N 439, и подлежит изменению в случае возникновения оснований, предусмотренных п. 26 указанных Правил.
Поскольку судебной коллегией изменены суммы ежемесячной денежной компенсации, подлежат изменению и суммы индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, начиная с месяца, следующего за месяцем в котором должна была быть произведена выплата по день вынесения настоящего определения. Расчет индексации составит:
год
месяц
Надлежит к выплате
сводный индекс
индексация
2012
март
...
1,3908
...
2012
апрель
...
1,3852
...
2012
май
...
1,3797
...
2012
июнь
...
1,3728
...
2012
июль
...
1,3579
...
2012
август
...
1,3552
...
2012
сентябрь
...
1,3431
...
2012
октябрь
...
1,3391
...
2012
ноябрь
...
1,3351
...
2012
декабрь
...
1,3258
...
2013
январь
...
1,3114
...
2013
февраль
...
1,3036
...
2013
март
...
1,2984
...
2013
апрель
...
1,2919
...
2013
май
...
1,2829
...
2013
июнь
...
1,2791
...
2013
июль
...
1,2639
...
2013
август
...
1,2627
...
2013
сентябрь
...
1,2621
...
2013
октябрь
...
1,2571
...
2013
ноябрь
...
1,2509
...
2013
декабрь
...
1,2446
...
2014
январь
...
1,2372
...
2014
февраль
...
1,2261
...
2014
март
...
1,2152
...
2014
апрель
...
1,2020
...
2014
май
...
1,1924
...
2014
июнь
...
1,1842
...
2014
июль
...
1,1759
...
2014
август
...
1,1747
...
2014
сентябрь
...
1,1712
...
2014
октябрь
...
1,1608
...
2014
ноябрь
...
1,1516
...
2014
декабрь
...
1,1213
...
2015
январь
...
1,0720
...
2015
февраль
...
1,0500
...
2015
март
...
1,0355
...
2015
апрель
...
1,0334
...
2015
май
...
1,0314
...
2015
июнь
...
1,0314
...
2015
июль
...
1,0252
...
2015
август
...
1,0252
...
2015
сентябрь
...
1,0161
...
итого
...
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет МО ГО "Сыктывкар" в размере ... руб. Следовательно, решение суда в части взыскания государственной пошлины также подлежит изменению.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе истца, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2015 года изменить в части указания сумм, подлежащих взысканию, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний" в пользу Кирушева А.В. в счет ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью с 12.03.2012г. по 30.09.2015г. в сумме ... рубля ... копейки, индексацию в сумме ... рубля ... копейки.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний" выплачивать Кирушеву А.В. ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью с 01.10.2015г. в соответствии с Правилами выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденными Приказом ФСН России от 05.08.2013г. N 439 в сумме ... рублей ... копеек.
В остальной части исковых требований Кирушеву А.В. к Управлению Федерального казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральному казенному учреждению "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний" - отказать.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний" государственную пошлину в бюджет МО ГО "Сыктывкар" в сумме ... рублей ... копеек.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.