СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 10 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе Ветошкиной А.И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 октября 2015 года, по которому
исковые требования Ветошкиной А.И. к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми, ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района", МЧС России о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 17.07.2015, уведомления ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" от 21.07.2015 об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя Ветошкина А.С., обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя Ветошкина А.С., оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истицы Ветошкиной А.И., ее представителя Криштоповой Т.В., представителя ответчика Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Булатова Э.Н., судебная коллегия
установила:
Ветошкина А.И. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми, ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства труда и социальной защиты РК от 17.07.2015 "Номер обезличен", уведомления ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" "Номер обезличен" от 21.07.2015 об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя Ветошкина А.С., обязании выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя Ветошкина А.С ... В обоснование требований указала, что ее супруг являлся участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ему было выдано удостоверение, однако после его смерти удостоверение было утеряно. На ее заявление о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС на имя Ветошкина А.С., ответчики ответили отказом. Считает отказ незаконным, так как законом не требуется повторно подтверждать статус участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в связи с тем, что Ветошкин А.С. уже признавался таковым.
Определением суда от 09.09.2015г. в качестве соответчика по делу привлечено МЧС России.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истица просит решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что супруг Ветошкиной А.И., Ветошкин А.С. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 19.09.1987г. по 20.12.1987г. Ему 06.02.1992г. было выдано удостоверение "Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС" и нагрудный знак.
"Дата обезличена". Ветошкин А.С. умер. После его смерти удостоверение было утеряно.
01.07.2015г. Ветошкина А.И. обратилась в ГБУ РК "ЦСЗН Корткеросского района" с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС на имя умершего Ветошкина А.С.
Распоряжением Министерства труда и социальной защиты РК от 17.07.2015г. "Номер обезличен" в выдаче удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Ветошкиной А.И. отказано, так как не представлены документы, подтверждающие факт работы Ветошкина А.С. в пределах зоны отчуждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Согласно части 4 статьи 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Министерства финансов России N 165н от 8 декабря 2006 года утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
В силу пункта 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются:
паспорт гражданина Российской Федерации;
удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
В силу пункта 5 Порядка членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, удостоверение выдается на имя умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Члены семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для оформления и получения удостоверения обращаются в уполномоченные органы с письменным заявлением, к которому в числе прочих, прикладываются следующие документы: удостоверение умершего гражданина, выданное ранее либо в соответствии с настоящим Порядком (при отсутствии удостоверения один или несколько документов из личного дела умершего гражданина, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, а при их отсутствии в деле - из перечисленных в п. 6 настоящего Порядка.
В пункте 6 Порядка перечислены документы, представление которых может подтвердить участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Таким образом пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверения документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу п. 14 Порядка граждане, которым ранее были оформлены и выданы удостоверения, имеют право на переоформление удостоверения при наличии оснований, подтверждаемых документами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, для установления им статуса, дающего право на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки в большем объеме, а также на получение дубликата удостоверения в случае его порчи либо утраты по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
На основании п. 15 Порядка дубликат удостоверения выдается на основании личного заявления гражданина с объяснением обстоятельств утраты или порчи удостоверения и указанием места его получения на основании первичных документов, указанных в пунктах 4 и 6 Порядка.
Из анализа приведенных законоположений следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие указанного Закона, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись. Кроме того, толкование приведенных выше положений закона свидетельствует о том, что при переоформлении удостоверений участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также при первичном документировании членов семьи удостоверением умершего участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС либо при выдаче дубликата удостоверения также должны быть представлены документы, подтверждающие выполнение работ в пределах зоны отчуждения.
Между тем, в судебном заседании было установлено, что документы умершего Ветошкина А.С. не содержат сведений о выполнении им работ непосредственно в зоне отчуждения.
Соответственно, как у правомочного органа, так и суда оснований для признания за Ветошкиной А.И. права на документирование удостоверением члена семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС либо на выдачу дубликата удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя умершего Ветошкина А.С., не имелось.
Доводы жалобы о том, что при получении удостоверения названного образца истец не обязан был вновь подтверждать ранее установленный в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Тот факт, что в военном билете Ветошкина А.С. и в справке отдела военного комиссариата Республики Коми по Корткеросскому району имеются сведения о выполнении Ветошкиным А.С. работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и выдаче ему удостоверения в 1992 году не свидетельствуют о выполнении работ в зоне отчуждения и не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ветошкиной А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.