Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Мейстер В.М.,
судей - Четыз С.Г. и Шишева Б.А.
при секретаре - Химишевой З.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 решение Майкопского городского суда от 30.09.2015 года, которым постановлено:
- в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в "адрес" Республики Адыгея о включении периодов работы в трудовой стаж в льготном исчислении и назначении пенсии по старости, отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО4, объяснения представителя истца ФИО1 - адвоката ФИО10, поддержавшей апелляционную жалобу и возражения представителя ответчика УПФРФ в г. Майкопе ФИО8, полагавшего решение законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Майкопе Республики Адыгея о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначении пенсии по старости.
В уточненных в ходе рассмотрения дела требованиях просил обязать УПФР ГУ в г. Майкопе включить ему в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды службы с 21 августа 1996 года по 23 октября 1996 года и с 29 ноября 1999 года по 29 февраля 2000 года в должности фельдшера медицинской части ОМОН в органах внутренних дел из расчёта один месяц за три месяца, а также назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 16 июля 2015 года.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд не дал должной оценки его доводам о том, что в стаж дающий право на назначение льготной пенсии подлежит включению период его службы в органах внутренних дел
В возражении на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Истцу, обратившемуся к ответчику о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов службы с 21 августа 1996 года по 23 октября 1996 года и с 29 ноября 1999 года по 29 февраля 2000 года в должности фельдшера медицинской части ОМОН в органах внутренних дел из расчёта один месяц за три месяца, отказано ввиду того обстоятельства, что это требование не основано на нормах права, регулирующих спорные вопросы.
Как установлено судом истец в 1986 году окончил Майкопское медицинское училище по специальности фельдшер и осуществляет работу по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала с момента окончания учебного з0аведения по настоящее время.
В периоды с 18 октября 1995 года по 20 мая 2000 года ФИО1 проходил службу в должности фельдшера медицинской части ОМОН в органах внутренних дел, из которых с 21 августа 1996 года по 23 октября 1996 года и с 29 ноября 1999 года по 29 февраля 2000 года находился в зоне вооруженного конфликта.
Решением об отказе в установлении пенсии УПФРФ в г. Майкопе от 2.09.2015 года ФИО1 засчитанные названные выше периоды в календарном исчислении и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого тридцатилетнего стажа лечебной и иной работы по охране здоровья населения.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 400- ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 400- ФЗ).
Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ N 2-П от 29.01.2004 г., если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет" было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях). В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно -эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране населения, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитывались в Соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по Охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФР от 06.09.1991 г. N 464, а период работы осле указанной даты в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктам 1 настоящего постановления.
Согласно номенклатуре должностей, указанных в постановлении Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, должность "фельдшер" относится к среднему медицинскому персоналу.
Таким образом, действовавшее в спорный период пенсионное законодательство позволяло включать в специальный стаж лечебной деятельности период службы в должности фельдшера медицинской части ОМОН в органах внутренних дел.
Следовательно, период работы истца с 21 августа 1996 года по 23 октября 1996 да и с 29 ноября 1999 года по 29 февраля 2000 года в должности фельдшера медицинской части ОМОН в органах внутренних дел подлежат включению в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной аховой пенсии.
Однако в указанных нормативных правовых актах не предусмотрена возможность льготного исчисления такого периода службы из расчета один месяц три месяца, в спорный период истец осуществлял службу в органах внутренних дел не по призыву, а на контрактной основе в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции".
Не могут быть приняты во внимание ссылки истца на ч. 2 ст.2 Закона РФ 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" ввиду следующего.
Федеральным законом от 16 мая 1995 года N 75-ФЗ установлено, что действие Закона РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 распространяется на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
В соответствии с истребованным судом приказами МВД Республики Адыгея от 11.10.1996 г. N 385 л/с, от 13.03.2000 г. N 84 л/с, и 14.03.2000 г. N 139 л/с, спорные периоды службы засчитаны ФИО1 в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один за три дня.
Вместе с тем, льготное исчисление периодов военной службы для назначения пенсии за выслугу лет предусмотрено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионом обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и не может применяться при исчислении специального медицинского стажа истца при назначении страховой пенсии по старости.
С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда от 30.09.2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - В.М. Мейстер
Судьи - С.Г. Четыз
Б.А. Шишев
Председательствующий - В.М. Мейстер
Судьи - Четыз С.Г. и Шишев Б.А.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.