Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи
Королевой С.В.
судей
Савина А.И., Слиж Н.Ю.
при секретаре
К
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Прионежского муниципального района РК на решение Прионежского районного суда РК от 10 августа 2015 года по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Прионежского муниципального района РК и администрации Заозерского сельского поселения о понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., объяснения представителя ответчика администрации Прионежского муниципального района РК Тихомировой А.С., представителя ответчика администрации Заозерского сельского поселения Шалапановой Т.В., прокурора Иовлева Д.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки соблюдения требований природоохранного законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ в части осуществления органами местного самоуправления полномочий по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора было выявлено, что организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории д. Суйсарь Заозерского сельского поселения Прионежского муниципального района РК не обеспечена. Места для сбора и вывоза мусора с территории населенного пункта не организованы, что ведет к образованию несанкционированных свалок. Прокурор просил обязать ответчиков в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, образующихся на территории д. Суйсарь Заозерского сельского поселения Прионежского муниципального района РК, в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, СанПиН 42-128-4690-88, обеспечив наличие на территории поселения мест сбора и временного хранения отходов, а также своевременный вывоз отходов с обозначенных мест.
Суд заявление удовлетворил. Возложил на администрацию Прионежского муниципального района РК и администрацию Заозерского сельского поселения обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать на территории д. Суйсарь Заозерского сельского поселения Прионежского муниципального района РК сбор (путем обеспечения мест сбора и временного хранения отходов) и вывоз твердых отходов и мусора.
С таким решением не согласен ответчик администрация Прионежского муниципального района РК. В апелляционной жалобе представитель указывает, что в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" (в ред. действующей до 08.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 3.3 данного Федерального закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (с 01.03.2015). Администрация Прионежского муниципального района не наделена правом собственности и распоряжения на земельные участки поселения, а так же на отходы, расположенные на территории поселения. Таким образом, администрация района не распоряжается земельными участками, а администрация поселения распоряжается земельными участками, собственность на которые не разграничена, а территория д. Суйсарь расположена в границах Заозерского сельского поселения. 21.02.2012 решением XIV сессии II созыва Совета Заозерского сельского поселения N 7 утверждены Правила благоустройства территории Заозерского сельского поселения. Согласно п. 2.3 Правил содержание территории включает в себя регулярную уборку мусора. Согласно п. 2.1 Правил содержание и благоустройство территории Заозерского сельского поселения обеспечивается органами местного самоуправления Заозерского сельского поселения. Согласно п. 2.4 Правил уборка территории предусматривает сбор, удаление бытовых отходов и мусора, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, организаций торговли, общественного питания, культурно-бытового назначения, жидких отходов из канализованных зданий, уличного мусора и снега, других бытовых отходов. Таким образом, администрация Прионежского муниципального района не распоряжается земельными участками в границах Заозерского сельского поселения, в связи с чем не уполномочена на проведение мероприятий по организации на территории д. Суйсарь Заозерского сельского поселения Прионежского района РК сбора, путем обеспечения мест сбора и временного хранения отходов, и вывоза твердых отходов и мусора. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В возражениях на жалобу прокурор считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района РК поддержала доводы жалобы. Прокурор возражал против удовлетворения жалобы. Представитель администрации Заозерского сельского поселения возражала против удовлетворения жалобы.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст.ст. 3, 4, 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых долины быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В силу абз. 2 ч. 4 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Согласно п.п. 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места; общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.
По делу установлено, что в ходе прокурорской проверки было выявлено, что организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории д. Суйсарь Заозерского сельского поселения Прионежского муниципального района РК не обеспечена. Места для сбора и вывоза мусора с территории населенного пункта не организованы, что ведет к образованию несанкционированных свалок.
Проведенной проверкой установлено, что полномочия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора переданы в соответствии с соглашением от 23.06.2015 от администрации Прионежского муниципального района РК администрации Заозерского сельского поселения. Согласно информации администрации Прионежского муниципального района РК от 24.06.2015 ( ... ) финансовое обеспечение в рамках заключенного соглашения предусмотрено.
Согласно письму администрации Прионежского муниципального района от 24.06.2015 места для сбора и временного хранения мусора в д. Суйсарь не определены.
24.06.2015 между администрацией Заозерского сельского поселения (заказчик) и ( ... ) заключен договор оказания услуг, по которому исполнитель обязуется оказать услуги по вывозу отходов ТБО д. Суйсарь, с. Заозерье, срок исполнения работ с 24.06.2015 до 30.07.2015, а заказчик оплатить данные услуги.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выбор способа осуществления полномочий органами местного самоуправления района, возложенных на них законом, путем их делегирования органам местного самоуправления сельских поселений не освобождает органы местного самоуправления муниципального района от ответственности за неисполнение этих обязанностей, прямо предусмотренных законодательством об общих принципах организации местного самоуправления. Таким образом, обязанность по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории д. Суйсарь Заозерского сельского поселения должна быть возложена на администрацию Прионежского муниципального района РК и администрацию Заозерского сельского поселения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия по сбору, путем обеспечения мест сбора и временного хранения отходов, и вывоза твердых отходов и мусора не могут быть возложены на администрацию Прионежского муниципального района РК, подлежат отклонению, поскольку в силу п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" решение вопросов организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда РК от 10 августа 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.