Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Душнюк Н.В. и Савельевой Н.В.
при секретаре Б.Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХг. по иску прокурора города Сортавала в интересах К.В.В. к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия об обязании обеспечить средствами реабилитации.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Сортавала обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ с исковым заявлением в интересах К.В.В. по тем основаниям, что истец является инвалидом ( ... ) группы, в соответствии с Федеральным законом РФ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, проведения реабилитационных мероприятий в соответствии с программой реабилитации инвалида, в том числе, обеспечения техническими средствами реабилитации. Программой реабилитации предусмотрено обеспечение его средствами реабилитации: впитывающими простынями (пеленками) в количестве 30 штук в месяц. Поскольку за семь месяцев 2015 года К.В.В. не был обеспечен техническими средствами реабилитации не в полном объеме, прокурор просил обязать ответчика обеспечить К.В.В. средствами реабилитации инвалидов: подгузниками для взрослых размер "XL", впитываемостью не менее 3300 мл в количестве 342 штуки, впитывающими простынями размером не менее 60 х 90 см, впитываемостью от 1200 до 1900 мл., в количестве 165 штук.
В связи с отказом прокурора от иска в части определением суда прекращено производство по делу в части возложения на ответчика обязанности обеспечить К.В.В. средствами реабилитации инвалидов: подгузниками для взрослых размер "XL", впитываемостью не менее 3300 мл в количестве 342 штуки, впитывающими простынями размером не менее 60 х 90 см, впитываемостью от 1200 до 1900 мл., в количестве 120 штук.
Решением суда исковые требования прокурора города Сортавала удовлетворены. На государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации по Республике Карелия возложена обязанность обеспечить К.В.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, средствами реабилитации инвалидов: впитывающими простынями размером не менее 60 х 90, впитываемостью от 1200 до 1900 мл., в количестве 45 штук.
С решением суда ответчик не согласен, в апелляционной жалобе и.о. управляющего ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК Б.И.В. полагает его незаконным, просит отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылаясь на Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, указывает, что финансирование расходов на обеспечение техническими средствами реабилитации относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации уполномоченным органом, действующим законодательством установлены сроки и периоды обеспечения инвалидов средствами реабилитации, закон не ограничивает право инвалида на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации. При условии самостоятельной покупки К.В.В. мог обратиться в отделение Фонда с заявлением о выплате соответствующей компенсации. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за прошлый период действующим законодательством не предусмотрено, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения за текущий и прошлый годы. Нарушенное право на обеспечение техническими средствами реабилитации за прошлый период, в данном случае может быть восстановлено только путем выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Сортавала Ф.А.Е. полагает решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу ответчика - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РК, действующая по доверенности М.О.М., доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Прокурор И.Д.С. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
К.В.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Согласно статье 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 N 2347-р.
Судом установлено, что К.В.В. является инвалидом ( ... ) группы, В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида он имеет право на обеспечение техническими средствами реабилитации, входящими в указанный Федеральный перечень, в том числе впитывающими простынями размером 60 x 90 см., впитываемостью от 1200 до 1900 мл., в количестве 30 штук в месяц.
По состоянию на 29 сентября 2015 года К.В.В. не был обеспечен в полном объеме средствами реабилитации за 2015 год, а именно, впитывающими простынями в количестве 45 штук. Причиной неполного удовлетворения потребности К.В.В. в технических средствах реабилитации является недостаточное финансирование отделения Фонда социального страхования на эти цели.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из того, что ответчиком не оспаривается факт не обеспечения истца в полном объеме техническими средствами реабилитации, при этом, отсутствие достаточного финансирования вышеуказанных целей само по себе не является основанием для несоблюдения прав инвалидов в части обеспечения их предусмотренными действующим законодательством техническими средствами реабилитации.
Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами.
Согласно части шестой статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, то он имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации,
При этом, действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе абсорбирующим бельем, подгузниками и специальными средствами при нарушении функций выделения за прошлый период, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый периоды. Средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором в интересах К.В.В. требования о возложении на ответчика обязанности предоставить ему указанные выше технические средства реабилитации, подлежавшие использованию за прошлый период, не предполагают восстановление прав истца и не могут быть признаны надлежащей реализацией прав на обращение в суд применительно к положениям статьи 3 ГПК РФ.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что установленное нарушение права К.В.В. не может быть восстановлено путем фактического взыскания в его пользу указанных технических средств реабилитации за предыдущие периоды, то есть, по мнению судебной коллегии, истцом в данном случае избран ненадлежащий способ восстановления нарушенного права.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что прокурором заявлены требования именно о возложении на ответчика обязанности представить технические средства реабилитации в определенном количестве за прошлое время, решение суда об удовлетворении исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, в силу пунктов 3 и 4 части первой статьи 330 ГПК РФ оно подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ судебная коллегия выносит по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности по предоставлению К.В.В. средств технической реабилитации за 2015 год. При этом, судебная коллегия учитывает, что К.В.В. Г.И. имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу отменить, вынести по делу новое решение об отказе прокурору города Сортавала в интересах К.В.В. к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в удовлетворении исковых требований об обеспечении техническими средствами реабилитации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.