Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Батищевой Л.В., Юрченко Е.П.,
при секретаре Мурашко А.А.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по иску администрации П. муниципального района В. области к администрации П. сельского поселения П. муниципального района В. области, ЛВН, ЛНЮ, ЛАВ о признании постановления администрации П. сельского поселения N ... от ... г. недействительным, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе представителя администрации П. муниципального района В. области по доверенности ГА.В.
на решение Богучарского районного суда Воронежской области от 24 августа 2015г.
(судья райсуда Моисеенко В.И.),
УСТАНОВИЛА:
Администрация П. муниципального района В. области обратилась в суд с вышеназванным иском к администрации П. сельского поселения П. муниципального района В. области, ЛВ.Н., ЛН.Ю., ЛА.В., указав, что постановлением администрации П. сельского поселения N ... от ... г.семья ЛВ.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной районной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей на 2011- 2015 годы" П. муниципального района. На основании свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от ... года молодой семье ЛВ.Н. была предоставлена субсидия в размере ... рублей (в т.ч. за счет средств федерального бюджета ... рублей, областного бюджета ... рублей, районного бюджета в сумме ... рублей). В ходе проверки в марте ... года Контрольно-счетной палатой В. области было установлено, что выплата субсидии на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской федерации 17.12.2010г. N1050 и долгосрочной областной целевой программойВоронежской области "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением правительства Воронежской области от29.12.2010 г. N 1140, семье Л. произведена неправомерно, в нарушение постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 и ст.51 ЖК РФ, так как на момент вынесения обжалуемого постановления молодая семья Л. - ЛВ.Н., ЛН.Ю. и ЛА.В. не нуждались в улучшении жилищных условий, поскольку они являлись членами семьи ЛН.Н. - собственника жилого дома общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: В. область, П. район, с.П, ул. П, ... В доме зарегистрировано и проживало 5 человек. Таким образом, на одного человека приходилось ... кв.м., что превышает установленную учетную норму в размере ... кв.м.С учетом уточненных исковых требований истец просит признать постановление администрации П. сельского поселения от ... г. N ... "О признании молодой семьи ЛВ.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной районной муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 года" и внесения в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации программы" недействительным; взыскать солидарно с ответчиков ЛВ.Н., Л Н.Ю., Л А.В. в бюджет П. муниципального района социальную выплату в размере ... рублей, в том числе: в доход федерального бюджета ... рублей, в доход бюджета Воронежской области ... рублей, в доход бюджета П. муниципального района ... рублей (л.д. 4-7, 72-73).
Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 24 августа 2015г. в удовлетворениизаявленных исковых требований отказано(л.д. 147, 148-154).
В апелляционной жалобе представителя администрации П. муниципального района В. области по доверенности Г А.В.ставится вопрос об отмене решения суда как незаконногои необоснованного, принятии по делу нового решенияоб удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме (л.д. 159-162).
В суде апелляционной инстанции представитель администрации П. муниципального района В. области по доверенности ГА.В. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
ЛВ.Н., ЛН.Ю. просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, от отдела по образованию администрации П. муниципального района В. области и администрации П. сельского поселения П. муниципального района В. области поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
При вынесении по данному делу решения, суд обоснованно руководствовался положениями жилищного законодательства, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 02 июля 2009г. N14, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N1050, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
На основании пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с пунктом 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу пункта 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Воронежской области от 29.12.2010 г. N 1140 утверждена долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы".
В целях создания и развития на территории П. муниципального района системы государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий, создания условий для консолидации бюджетных и внебюджетных средств для оказания помощи молодым семьям в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилья, в том числе с привлечением ипотечных жилищных кредитов, постановлением администрации П. муниципального района В. области от 04.03.2011 г. N 87 также утвержденадолгосрочная районная целевая программа "Обеспечение молодых семей на 2001-2015 г.г.", согласно которой признание молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, осуществляется на основании решения администрации сельских поселений, которыми молодая семья включается в список участников районной целевой программы. Оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям осуществляет администрация П. муниципального района в порядке очередности.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ... г. постановлением администрации П. сельского поселения N ... семья ЛВ.Н. признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, как не имеющая своего жилья, и принята на учет (л.д.42 - 43).
Постановлением администрации П. сельского поселения N ... от ... г. "О признании молодой семьи ЛВ.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной районной муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" молодая семья ЛВ.Н. в составе 3 человек (Л В.Н., ... года рождения, ЛН.Ю., ... года рождения, ЛА.В., ... года рождения), проживающая на условиях найма по адресу: В. область, П. район, с.П, ул.П, д ... (собственник жилья ЛНН), признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной районной муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" и внесена в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации программы (л.д.44).
... г. ответчикам выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере ... рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета ... рублей, ... рублей - за счет средств областного бюджета, ... рублей - за счет средств бюджета П. муниципального района на приобретение (строительство) жилья на территории В. области (л.д.9).
Социальная выплата получена Л. ... г. (л.д.85-87).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд установил, что семья ответчиков Легезиных проживала на условиях договора найма комнаты в жилом доме, принадлежащем на праве собственности отцу ответчика ЛВ.Н. - ЛНН, при этом,членами его семьи не являлись, вели раздельное хозяйство, общего бюджета с семьей Л Н.Н. не имели.
Представленные ответчиками доказательства стороной истца ничем не опровергнуты и не оспорены, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части нельзя признать состоятельными.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; либо являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В связи с чем, при принятии решения суд первой инстанции верно исходил из того, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью молодой семьи недопустимо исходить из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности иным лицам, не являющимся членами этой молодой семьи.
Установив, что молодая семья Л. отвечала всем требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в том числе и по критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий, как на момент обращения с заявлением о включении их в подпрограмму "Обеспечением жильем молодых семей", так и на момент принятия администрацией П. сельского поселения оспариваемого постановления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление администрации П. сельского поселения N ... от ... года "О признании молодой семьи ЛВН нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной районной муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" и внесении в список претендентов на получение социальной выплаты в рамках реализации программы" соответствует требованиям закона и об отсутствии оснований для взыскания с Л. полученной социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к несогласию с принятым решением и оценкой суда имеющихся в деле доказательств, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили соответствующую правовую оценку суда.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности постановленного решения, и оснований для отменырешения и взыскания с ответчиков Л. полученной ими социальной выплаты.
Пунктом 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлено, что орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Между тем, истцом не представлено и в материалах дела не имеется бесспорных доказательств, свидетельствующих о несоответствии сведений, содержащихся в представленных Легезиными документах, явившихся основанием для признания молодой семьи участницей подпрограммы и для выдачи им свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункты 21 и 31 Правил) (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального права и нарушений норм процессуального права,влекущих отмену судебного постановления, не усматривается.
Таким образом, судебная коллегия, проверив в силу ч.1 ст.327.1Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациизаконность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Богучарского районного суда Воронежской области от 24 августа 2015г.оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации П. муниципального района В. области по доверенности ГА.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.