судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - Степановой Е.Е.,
судей - Авдеевой С.Н., Квасовой О.А.,
при секретаре Бизяевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.
гражданское дело по иску Зеленова В.М. к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным постановления от 30.04.2015г. N 362 в части указания срока переселения, возложении обязанности предоставить вне очереди в собственность жилое помещение
по апелляционной жалобе Зеленова В.М.
на решение Центрального районного суда г. Воронежа
от 10 сентября 2015 года
(судья райсуда Жемчужникова И.В.),
УСТАНОВИЛА:
Зеленов В.М. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Воронеж с требованиями признать незаконным (недействительным) постановление администрации городского округа город Воронеж от 30 апреля 2015 года N 362 в части указания срока переселения; обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить ему незамедлительно вне очереди в границах городского округа город Воронеж благоустроенное помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит квартира N ... в доме N ... по ул ... г.Воронежа площадью 19,8 кв.м. В данной квартире истец не проживает с 2012 года, поскольку пользование квартирой угрожает жизни и здоровью. Истец является инвалидом второй группы, другого жилого помещения на праве собственности не имеет.
Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 19.09.2014 г. на администрацию городского округа город Воронеж была возложена обязанность на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 22.10.2013г. N 27 принять решение и издать постановление с указанием о дальнейшем использовании помещений дома N ... по ул ... г.Воронежа (литера А), сроках отселения физических лиц, о чем уведомить заинтересованных лиц. Во исполнение решения суда постановлением администрации городского округа город Воронеж от 30.04.2015 г. N 362 на управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж возложена обязанность провести переселение граждан из дома N ... по ул ... г.Воронежа (литера А) до 31.12.2020г. в соответствии с действующим законодательством, после чего осуществить снос дома. В настоящее время жилой дом N ... по ул ... г.Воронежа, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в муниципальную подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда", в связи с чем, по мнению истца, он имеет право выбора на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Невозможность проживания в квартире N ... дома N ... по ул.Цюрупы подтверждена экспертными заключениями N ... от 15.12.2010 г. и N ... от 22.02.2011 г. В декабре 2012 года в квартире было отключено газоснабжение. Муниципальная программа городского округа город Воронеж "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж" рассчитана на 2014-2020 годы (I этап: 2014-2015 годы; II этап: 2016-2017 годы; III этап: 2018-2020 годы).
Истец, полагая, что имеет право быть обеспеченным жильем в течение I этапа осуществления муниципальной программы, с учетом уточненных требований просил признать незаконным (недействительным) постановление администрации городского округа город Воронеж от 30 апреля 2015 года N 362 в части указания срока переселения; обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить ему до 01 января 2016 года в границах городского округа город Воронеж благоустроенное помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж; обязать его (Зеленова В.М.) передать, а администрацию городского округа город Воронеж принять в собственность в счет изъятия жилое помещение, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул ... , д. 7 кв ... , после предоставления ему (Зеленову В.М.) благоустроенного помещения на праве собственности, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж в границах городского округа город Воронеж (л.д. 3-8, 125-130).
Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 10 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 145, 146-149).
В апелляционной жалобе и в дополнительной апелляционной жалобе Зеленова В.М. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права. При этом истец, излагая обстоятельства дела и указывая на нормы права, подлежащие применению, просит принять новое решение об удовлетворении его исковых требований (л.д. 153-155, 158-159).
В судебное заседание представитель администрации городского округа город Воронеж не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции администрация надлежаще извещена. В порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, заслушав истца Зеленова В.М., его представителя по доверенности Б.Б.Г.О., поддержавших жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор по существу и отказывая Зеленову В.М. в удовлетворении иска к администрации городского округа город Воронеж о предоставлении вне очереди другого жилого помещения взамен принадлежащего истцу на праве собственности и признанного непригодным для проживания, суд первой инстанции пришел к выводу, что законом на орган местного самоуправления возложена обязанность по выкупу жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, оснований для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке не имеется, так как он не признан малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия полностью соглашается, так как они основаны на представленных доказательствах и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Факт признания жилого дома N ... по ул ... г.Воронежа аварийным и подлежащим сносу, как и факт признания жилого помещения - квартиры N ... в данном жилом доме, принадлежащей истцу на праве собственности, непригодной для проживания, установлен и никем не оспаривается.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).
В данном случае такого соглашения между сторонами не достигнуто, решения об изъятии земельного участка и жилых помещений дома органом местного самоуправления не принимались. Согласно п.п. "и" п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Приведенные нормы Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" положений о предоставлении жилых помещений вне очереди не содержат.
В данном случае дом N ... по ул ... г.Воронежа включен в муниципальную программу "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж", утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013 г. N 1274. Срок действия данной программы установлен до 2020 года. На момент рассмотрения спора срок действия программы не истек.
Предоставление жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу и включением его в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом РФ, реализация права на предоставление жилого помещения не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма (Определения от 05 марта 2009 г. N 376-О-П, от 19 октября 2010 г. N 1328-О-О, от 26 мая 2011 г. N 643-О-О). При этом Конституционный Суд РФ отмечает, что предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
Жилищным кодексом РФ предусмотрено для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ), что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав граждан путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Следовательно, возложение на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения истцу возможно лишь при условии соблюдения общих правил обеспечения жилыми помещениями по договору социального жилищного найма, а именно: в силу ч.2 ст. 49, ч.1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Судом в ходе разрешения спора указанные условия обеспечения жильем по договору социального жилищного найма не установлены. Материалами дела не подтверждается, что Зеленов В.М. признан малоимущим и состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На эти обстоятельства истец в ходе рассмотрения дела не ссылался, соответствующие доказательства не представлял, в то время как эти обстоятельства, вопреки доводам апелляционной жалобы, являются юридически значимыми для настоящего спора.
Отказывая Зеленову В.М. в предоставлении другого благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке за счет администрации городского округа город Воронеж, суд первой инстанции установил, что Зеленов В.М. с 2012 года проживает в квартире N ... дома N ... по ... проспекту г.Воронежа. Данная квартира принадлежала ему на праве собственности, 29 мая 2015 г., перед обращением в суд, истец произвел отчуждение данной квартиры, оставшись в ней проживать, малоимущим гражданином истец не признан, на жилищном учете не состоит.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении истцу жилого помещения с применением положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ не имеется.
Вывод суда об отсутствии правовых оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности обеспечить истца другим жилым помещением во внеочередном порядке в обжалуемом решении мотивирован полно и подробно, не противоречит установленным фактическим обстоятельствам и нормам материального права. Также суд верно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным постановления администрации городского округа город Воронеж от 30 апреля 2015 г. N 362 в части указания даты переселения граждан из дома N ... по ул ... г.Воронежа.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции, выводов суда они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут повлечь отмену правильного по существу судебного решения.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Воронежа от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зеленова В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.