судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Кузнецовой Л.В.
судей: Трофимовой М.В., Юрченко Е.П.
при секретаре Мурашко А.А.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по иску Роговского С.А. к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании выдать путевку не санаторно-курортное лечение за 2015 год
по апелляционной жалобе Роговского С.А.
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 23 сентября 2015 года
(судья районного суда Щербатых Е.Г.)
УСТАНОВИЛА:
Роговский С.А. обратился в суд с указанным иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, в котором просил обязать ответчика выдать ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год, указав в обоснование заявленных требований, что он, являясь участником боевых действий в Афганистане, инвалидом вследствие Чернобыльской АЭС, имеет право на получение в течение календарного года путевки на санитарно-курортное лечение, однако ответчиком в 2015 году путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена со ссылкой на существующую очередность, недостаточное финансирование, а также отсутствие в законе указания на ежегодное предоставление путевки. Считает, что его право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год нарушено (л.д.3-4).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 23 сентября 2015 года исковые требования Роговского С.А. оставлены без удовлетворения (л.д. 31, 32-34).
В апелляционной жалобе Роговский С.А. ставит вопрос об отмене данного решения суда как незаконного и необоснованного, просит принять по делу новое решение, удовлетворив его требования. Апеллянт полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат нормам Федерального закона от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (л.д.39-42).
В судебном заседании апелляционной инстанции Роговский С.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департамента социальной защиты Воронежской области ФИО1 выразила не согласие с доводами апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
В силу требований ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 данного Федерального закона (в том числе инвалидам), набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно п. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ и Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Воронежской области о передаче правительству Воронежской области части федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 года N 2102-р, постановлением Правительства Воронежской области за N 71 от 11.02.2010 года утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с вышеназванным Порядком:
санаторно-курортная путевка предоставляется гражданам, указанным в пункте 1.3 настоящего Порядка, а также сопровождающим лицам при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний не чаще одного раза в течение календарного года (пункт 1.7);
граждане, имеющие право на предоставление санаторно-курортной путевки, включаются в электронный реестр граждан, ожидающих путевку на санаторно-курортное лечение (пункт 1.8);
реестр граждан формируется департаментом социальной защиты в хронологическом порядке, исходя из даты подачи заявления на предоставление санаторно-курортной путевки (пункт 1.9).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Роговский С.А. является инвалидом второй группы и имеет медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.9).
На основании заявления от 23.01.2012 года Роговскому С.А. была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в июле 2014 года.
04.08.2014 года Роговский С.А. обратился в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые документы, предусмотренные положениями Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области за N 71 от 11.02.2010 года
На основании указанного заявления Роговский С.А. был включен в реестр граждан, ожидающих путевку для лечения болезней системы кровообращения. По состоянию на 18.06.2015 г. номер истца в реестре значится N (л.д.6-8).
Проанализировав установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства по правилам ст.ст.12,56,67 ГПК Российской Федерации, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции, установив, что Роговский С.А. принят на учет для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, ему не отказано ответчиком в реализации его права на санаторно-курортное лечение, пришел к выводу о том, что оснований полагать, что право Роговского С.А. на получение мер социальной поддержки в виде предоставления санаторно-курортной путевки за 2015 год нарушено, не имеется, и не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, а также согласуется с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Роговского С.А. в той части, что ответчик обязан предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение именно в 2015 году, не состоятельны, так как в реестре граждан, ожидающих путевку для лечения болезней системы кровообращения, истец состоит под номером N.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 года N 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный год, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Конституционный суд Российской Федерации в Определениях от 24.12.2013 года N 1923-О и от 11.05.2012 года N 817-О указал, что установление ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периода представления социальных услуг (календарный год), является элементом механизма реализации (государством) права на государственную социальную помощь (объективно связанного с порядком организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации). Установление указанного годичного срока само по себе не регулирует порядок предоставления путевок.
В данном случае отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение не происходило. Право на получение путевки истцом не утрачено и может быть реализовано в установленном порядке в последующих годах, с соблюдением очередности,
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда фактически сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, и о незаконности обжалуемого решения не свидетельствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК Российской Федерации и постановилзаконное и обоснованное решение применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Таким образом, судебная коллегия, проверив в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 23 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Роговского С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.