Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Л.В.,
судей Батищевой Л.В., Юрченко Е.П.,
при секретаре Мурашко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Юрченко Е.П.
гражданское дело по иску В П.А. к администрации городского округа город Нововоронеж о предоставлении квартиры
по частной жалобе департамента строительной политики Воронежской области
на определение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 29 сентября 2015 года
(судья Аксенова Ю.В.),
УСТАНОВИЛА:
решением Нововоронежского городского суда от 27.01.2005г. исковые требования В П.А. были удовлетворены, на администрацию г. Нововоронеж возложена обязанность предоставить В П.А. благоустроенное жилое помещение в г.Нововоронеж размером не менее 9 кв.м. на каждого члена семьи на момент предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты за счет средств, финансируемых из федерального бюджета на строительство жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. (Т.1 л.д. 66-67).
На основании определения Нововоронежского городского суда от 13.02.2006 г. произведено правопреемство по исполнительному листу N ... от 27.01.2005г. путем замены должника - с администрации г. Нововоронеж на администрацию городского округа - город Нововоронеж (Т.1 л.д. 107).
Определением Нововоронежского городского суда от 17.03.2008 г. изменен способ исполнения решения суда от 27.01.2005 г. - постановлено взыскать с администрации городского округа - г. Нововоронеж в пользу В П.А. среднерыночную стоимость 2-х комнатной квартиры в сумме 1 725 200 руб. за счет средств, финансируемых из федерального бюджета на строительство жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. (Т.1 л.д. 212-213).
В связи с длительным неисполнением решения Нововоронежского городского суда на основании решения Воронежского областного суда от 26.05.2011 г. с администрации городского округа - город Нововоронеж в лице финансового отдела администрации городского округа - город Нововоронеж за счет средств бюджета городского округа - город Нововоронеж в пользу В П.А. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного решения в разумный срок в сумме 20 000 руб. Решение вступило в законную силу 28.06.2011г. (Т.1 л.д.229-230, Т.2 л.д. 10-12, 13-16).
На основании определения Нововоронежского городского суда Воронежской области от 17.03.2008 г. был выписан исполнительный лист, который находился в производстве Нововоронежского городского отдела судебных приставов, в настоящее время в составе сводного исполнительного производства в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области, который обратился с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 27.01.2005 г. с учетом определения об изменении способа и порядка исполнения судебного решения от 17.03.2008г.: вместо указанного выше предмета исполнения изменить на "обязать администрацию городского округа город Новоовронеж Воронежской области и департамент строительной политики Воронежской области включить В П.А., признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий 27.04.1998 г., в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Воронежской области, на 2015 год, на состав семьи 1 человек, с учетом права на дополнительную жилую площадь 15кв.м.; обязать департамент строительной политики Воронежской области выдать В П.А. государственный жилищный сертификат. (Т.2 л.д. 213-214, 223).
В обоснование правомерности поданного заявления указано, что из федерального бюджета администрации городского округа город Нововоронеж денежные средства на строительство жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС не выделялись, решение длительное время не исполняется, единственным механизмом решения жилищных проблем данной категории граждан за счет средств федерального бюджета является социальная выплата на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Определением Нововоронежского городского суда Воронежской области от 29.09.2015 г. изменен способ исполнения решения Нововоронежского городского суда Воронежской области от 27.01.2005г. по гражданскому делу по иску В П.А. к администрации городского округа город Нововоронеж о предоставлении квартиры, согласно которого на администрацию г. Нововоронеж возложена обязанность предоставить В П.А. благоустроенное жилое помещение в г.Нововоронеж размером не менее 9 кв.м на каждого члена семьи на момент предоставления с учетом права на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты за счет средств, финансируемых из федерального бюджета на строительство жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом определения Нововоронежского городского суда Воронежской области от 17.03.2008 г., которым был изменен способ исполнения указанного судебного решения на взыскание с администрации городского округа город Нововоронеж в пользу В П.А. среднерыночной стоимости двухкомнатной квартиры в сумме 1 725 200 руб. за счет средств, финансируемых из федерального бюджета на строительство жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на
- включить В П.А., 27.04.1939 года рождения, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании Постановления администрации городского округа город Нововоронеж Воронежской области N ... от 18.05.1998г. на основании заявления В. от 27.04.1998г., в сводный Список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Воронежской области, по категории "Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на 2015 год, с составом семьи 1 человек, с учетом права на дополнительную жилую площадь 15 кв.м., обязать департамент строительной политики Воронежской области выдать В П.А. государственный жилищный сертификат. (Т.2 л.д. 244-248).
В частной жалобе департамент строительной политики Воронежской области просит определение суда отменить, отказать в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта. По мнению подателя жалобы фактически изменен не способ исполнения решения суда, а решение суда по существу. Кроме того, апеллянт не являлся стороной по делу, должником по исполнительному производству. Принятое судом определение не может быть исполнено департаментом в 2015 г. (Т.2 л.д. 254-257).
В соответствии с ч.3 ст. 333 ГПК РФ дело рассматривается без извещения лиц? участвующих в деле.
Обсудив доводы частной жалобы, возражений, отзыва, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Положения ч.1 ст. 203 ГПК РФ, ч.1 ст.37 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" допускают изменение способа и порядка исполнения решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 27.01.2005г., с учетом изменения способа и порядка его исполнения на основании судебного определения от 17.03.2008 г., не исполнено, В П.А. не предоставлено ни жилое помещение, не выплачена денежная компенсация, равная стоимости такого помещения.
Исполнительные производства оканчивались 31.08.2009 г., 31.10.2011 г., 03.06.2013 г. в связи с отсутствием денежных средств на счетах должника. (Т.1 л.д.220, 221, 225, 234-235, 246, Т.2 л.д. 81-82).
19.06.2013г. исполнительное производство вновь было возобновлено (Т.2 л.д.116).
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15).
Как верно указал суд первой инстанции, фактически указанным выше судебным решением от 27.01.2005 г. было подтверждено право В П.А. в соответствии с п.3 ст. 14 указанного выше Закона на улучшение его жилищных условий в связи с признанием его нуждающимся в таковых на основании Постановления от 18.05.1998г. N ... и в связи с подачей заявления 27.04.1998г., а также установлено, что В П.А. состоит в соответствующей очереди на получение жилья, но таковое ему в виде благоустроенного жилого помещения (квартиры) не предоставлено.
Исходя из анализа действующего законодательства, определяющего порядок обеспечения жильем граждан - "чернобыльцев", регулирующих выпуск ГЖС, суд пришел к выводу, что участие в Подпрограмме "Жилище" носит для гражданина исключительно добровольный порядок, только гражданин своим волеизъявлением полномочен подать соответствующее заявление.
Как установлено материалами дела, В П.А. изъявил желание стать участником указанной подпрограммы, подал соответствующее заявление. Администрацией городского округа город Нововоронеж В П.А. включен в Список граждан-участников подпрограммы на 2016 г. по городскому округу город Нововоронеж по категории "граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ... " под N1, с составом семьи 1 человек, с даты постановки на учет 27.04.1998г., как признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий Постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от 18.05.1998г. Департаментом строительной политики Воронежской области В. также включен в Сводный Список - участников подпрограммы на 2016г.
Таким образом, все условия, установленные для участия в указанной выше Подпрограмме имеются, а учитывая, что жильем В П.А. на основании судебного решения не обеспечен, суд верно счел возможным изменить способ исполнения судебного решения, обязав администрацию городского округа город Нововоронеж Воронежской области и департамент строительной политики Воронежской области включить В П.А. в Сводный Список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Воронежской области, на текущий 2015 год, на состав семьи 1 человек.
Согласно указанной выше Подпрограммы, объем государственного жилищного сертификата рассчитывается исходя из установленного размера площади - на состав семьи 1 человек - 33кв.м. и дополнительная жилая площадь 15 кв.м.
Принимая во внимание, что судебным решением было признано право а П.А. на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, суд, изменяя способ исполнения судебного решения, посчитал необходимым учесть данное обстоятельство и обязал департамент строительной политики Воронежской области выдать у П.А. государственный жилищный сертификат.
Согласно п.32 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.
В отношении категории граждан, указанных в п.п. "е" п.5 Правил (граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС и приравненных к ним лиц), органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, который осуществляет оформление и выдачу государственных жилищных сертификатов, в Воронежской области является департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области (в настоящее время департамент строительной политики Воронежской области).
С учетом изложенного не влечет отмену оспариваемого определения суда довод апеллянта о том, что непосредственно департамент не являлся стороной по делу при принятии решения, поэтому в порядке исполнения судебного акта на него не может быть возложена обязанность по его исполнению. При разрешении заявления об изменении порядка и способа исполнения решения суда процессуальные права названного департамента судом соблюдены.
Согласно п.3.2.1 Положения о департаменте строительной политики Воронежской области включение лиц в Сводный список на получение сертификата и его выдачу на условиях, необходимых для скорейшего исполнения решения суда является государственной функцией департамента.
Выдача государственного жилищного сертификата производится за счет федерального бюджета, но не за счет департамента. Источник финансирования в данном случае не изменен. Решением суда от 27.01.2005 г., определением суда от 17.03.2008 г. предоставление квартиры, затем выплата денежных средств, равных среднерыночной стоимости квартиры, подлежавшей изначально предоставлению, должны были быть также осуществлены за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз.2 п. 26 вышеуказанных Правил включение граждан-участников подпрограммы в Сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившей Сводный список с соблюдением хронологии его формирования. В соответствии с п.41(3) департамент вправе предоставить государственному заказчику подпрограммы заявку на дополнительный выпуск сертификатов, в пределах остатка неиспользованных средств социальных выплат.
Материалы дела не содержат бесспорных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения определения суда от 29.09.2015 г. в установленный в нем срок.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они сделаны с учетом фактических обстоятельств и совокупности представленных доказательств при правильном применении норм права.
Доводы частной жалобы аналогичны доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которым была дана надлежащая оценка. Указанные доводы выводы суда не опровергают, сводятся к несогласию с ними. С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, а также предусмотренных ч.4 ст. 330 ГПК РФ, являющихся основанием для безусловной отмены судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Нововоронежского городского суда Воронежской области от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, частную жалобу департамента строительной политики Воронежской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.