судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.
судей Трофимовой М.В., Юрченко Е.П.
при секретаре Мурашко А.А.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по иску Хомко С.И. к департаменту социальной защиты Воронежской области, Управлению жилищных отношений городского округа г. Воронеж о признании права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением как члену семьи умершего ветерана боевых действий, об обязании включить в список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты Воронежской области
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 15 июля 2015 года
(судья районного суда Гончаров А.А.)
УСТАНОВИЛА:
Хомко С.И. обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты Воронежской области, Управлению жилищных отношений городского округа г. Воронеж, в котором с учетом уточненных требований просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением как члену семьи умершего ветерана боевых действий ФИО1, вставшей на жилищный учет до 01.01.2005 года, обязать департамент социальной защиты Воронежской области включить ее в единый список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Воронежской области, исходя из времени постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, т.е. с 20.12.1991 года.
В обоснование заявленных требований Хомко С.И. указала, что ее муж - ФИО1, являясь ветераном боевых действий, с составом семьи 2 человека с 20.12.1991 года был принят на учёт для получения жилой площади по списку участников Великой Отечественной войны. Во исполнение Закона Воронежской области от 07.07.2006 года N 66-ОЗ учётное дело ФИО1 было направлено в Департамент социальной защиты населения Воронежской области, однако в связи со смертью ФИО1 было отозвано в Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж. Приказом руководителя Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж от 23.04.2013 года N ФИО1 был снят с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи со смертью, очередь на получение жилого помещения была переведена на нее как на вдову умершего ветерана боевых действия. После чего Управлением жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж ее учётное дело как относящейся к категории члена семьи умершего ветерана боевых действий, поставленных на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2015 года, было возвращено в Департамент социальной защиты Воронежской области - уполномоченный орган государственной власти Воронежской области, осуществляющий предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной категории. 26.09.2014 года Департамент социальной защиты Воронежской области возвратил ее учётное дело в Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж. Она обратилась в адрес руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области с заявлением о восстановлении ее в едином списке граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии - на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Воронежской области с 20.12.1991 года, однако ей в этом было отказано (л.д.8-11, 75-77,82.88).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 15 июля 2015 года исковые требования Хомко С.И. удовлетворены: за Хомко С.И. признано право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением как члену семьи умершего ветерана боевых действий ФИО1, вставшей на жилищный учет до 01.01.2005 года. На департамент социальной защиты Воронежской области возложена обязанность включить Хомко С.И. в единый список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Воронежской области, исходя из времени постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, т.е. с 20.12.1991 года (л.д.96, 97-105).
В апелляционной жалобе департамент социальной защиты Воронежской области ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения в связи с неправильным применением норм материального права, указав, что право на постановку на учет для предоставления жилого помещения за счет средств федерального бюджета по льготным основаниям как ветеран боевых действий имел супруг истца, который умер. В жалобе апеллянт также отметил, что при постановлении решении суд основывал свои доводы только нормами ЖК Российской Федерации и не применил закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, а именно: Закон Воронежской области от 09.10.2007 года N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма", Закон Воронежской области от 07.07.2006 года N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (л.д.110, 116-118).
Представитель департамента социальной защиты Воронежской области ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав явившегося участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
В силу части 1 статьи 327.1. ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Из материалов дела усматривается, что решением исполнительного комитета Коминтерновского районного Совета народных депутатов города Воронежа от 24.12.1991 года N ФИО1 был принят на учет для получения жилой площади по списку участников Великой Отечественной войны (как ветеран боевых действий), составом семьи 2 человека: он и жена - Хомко С.И., с 20.12.1991 года (л.д.17,40,41).
В соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 года N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" и постановлением администрации Воронежской области от 07.08.2006 года N "О порядке оказания мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций в составе федерального фонда компенсаций" ФИО1 состоял в едином списке граждан из числа категорий, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, который был сформирован в хронологическом порядке, исходя из даты постановки граждан на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, под номером N (л.д.17)
Обстоятельства того, что в момент постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий совместно с ним в качестве члена его семьи была поставлена его супруга - Хомко С.И., законность постановки самого ФИО1 на учет, подтверждены материалами дела и ответчиком не оспаривались.
В связи со смертью 03.12.2011 года ФИО1 департаментом труда и социального развития Воронежской области от 29.03.2012 года его супруге - Хомко С.И. было выдано удостоверение серии В N 817221, согласно которому предъявитель настоящего удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих статьей 21 Федерального Закона "О ветеранах" (л.д.70).
Приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж от 23.04.2013 года N ФИО1 был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи со смертью, очередь на получение жилого помещения была переведена на Хомко С.И., состав семьи один человек (л.д.63).
Департаментом социальной защиты Воронежской было сообщено Хомко С.И., что обеспечение жильем в рамках исполняемых департаментом социальной защиты Воронежской области полномочий подлежат отдельные категории граждан, в том числе инвалиды, вставшие на жилищный учет и приобретшие льготный статус до 01 января 2005 года, поскольку инвалидность впервые ей установлена 16.02.2007 года, то она не подлежит обеспечению жильем в рамках исполняемых департаментом социальной защиты Воронежской области полномочий (л.д. 27).
Оценив представленные доказательства и удовлетворяя заявленные Хомко С.И. требования, суд первой инстанции исходил из того, что Хомко С.И. вместе с супругом ФИО1 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет для получения жилого помещения по списку участников ВОВ с 20.12.1991 года, т.е. до 1 января 2005 года, в связи со смертью супруга очередь на получение жилого помещения была переведена на нее как на супругу - вдову ветерана боевых действий, поэтому она имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 года N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет до 1 января 2005 года".
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств.
Так, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
П. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ч.ч. 2, 4 и 6 той же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Воронежской областной Думой был принят Закон Воронежской области от 07.07.2006 года N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий", который регулирует отношения, связанные с предоставлением безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также пунктом 8 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Как следует из ч. 3 Закона Воронежской области от 07.07.2006 года N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий" к полномочиям уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (таковым согласно постановления Правительства Воронежской области от 10.11.2010 года N 956 определен Департамент социальной защиты Воронежской области) относятся:
1) формирование и ведение единого списка граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Воронежской области;
2) принятие решения по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Законом Воронежской области;
3) иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
Согласно п. 2 ч. 1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 года N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий" действие настоящего Закона Воронежской области распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, из числа следующих категорий:
1) инвалиды боевых действий и приравненные к ним лица, указанные в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах";
2) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах";
3) нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
4) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка:
- родители погибшего (умершего) ветерана боевых действий;
- супруга (супруг) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и проживающая (проживающий) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения;
5) члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
6) члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, а также приравненные к ним лица;
7) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", признанных инвалидами, в случае выселения их из занимаемых ими служебных жилых помещений;
8) инвалиды;
9) семьи, имеющие детей-инвалидов.
Таким образом, законом установлены аналогичные меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий и членов их семей, вставших на учет до 01.01.2005 года, а также одинаковый механизм их реализации.
Установив, что истица вместе с мужем, который являлся ветераном боевых действий, состояла на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20.12.1991 года, после его смерти на нее как на супругу - вдову умершего ветерана боевых действий была переведена очередь на получение жилого помещения, суд первой инстанции верно признал за ней право на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 года N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет до 1 января 2005 года".
Тот факт, что Хомко С.И. впервые была установлена инвалидность 16.02.2007 года, не имеет правового значения по настоящему делу, поскольку в силу положений Закона Воронежской области от 07.07.2006 года N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий" она как супруга - вдова умершего ветерана боевых действий, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и вставшей на учет до 1 января 2005 года, подлежит обеспечению жильем в рамках исполняемых департаментом социальной защиты Воронежской области полномочий.
Доводы апелляционной жалобы о том, суд первой инстанции основывал свои выводы только нормами ЖК Российской Федерации, несостоятельны и опровергаются содержанием обжалуемого решения суда.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что право на постановку на учет на предоставление жилья за счет средств федерального бюджета по льготным основаниям как ветеран боевых действий имел супруг истца, который умер, что льготы имеют личностный, индивидуальный характер, не наследуются и не могут переходить третьим лицам, основана на ошибочном толковании норм материального права и сделана без учета п. 2 ст. 1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 года N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий", предусматривающего, что данный Закон распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, из числа следующих категорий: в т.ч. нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации; независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка: - родители погибшего (умершего) ветерана боевых действий; супруга (супруг) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и проживающая (проживающий) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения; члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, а также приравненные к ним лица.
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда, в апелляционной жалобе не содержатся.
Таким образом, судебная коллегия, проверив в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 15 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социальной защиты Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.