Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В.
с участием прокурора Сбитневой Е.А.,
а также с участием представителя административного истца Федерального казенного учреждения "*"
П.О.В.,
представителя административного ответчика Управления по государственному регулированию тарифов в Воронежской области
О.Я.В.,
представителя заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Энергия" К.О.В.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" к Управлению по государственному регулированию тарифов Воронежской области о признании несоответствующими законодательству и недействующими в части нормативного правового акта,
установил:
13.11.2012 года Управлением по государственному регулированию тарифов (УРТ) Воронежской области был издан приказ N55/13 "Об установлении на 2013 год тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Энергия" потребителям Борисоглебского городского округа Воронежской области", в соответствии с приложением к которому тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО "Энергия" потребителям Борисоглебского городского округа Воронежской области на период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года установлен в размере 1532,18 руб. за 1 Гкал (без НДС), на период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - в размере 2396,62 руб. за 1 Гкал (без НДС).
Приказ был опубликован в издании "Воронежский курьер", N 130, 20.11.2012 года.
Приказом УРТ от 12.12.2013 N50/8 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Борисоглебского городского округа Воронежской области на 2014 год", для потребителей ООО "Энергия" в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлен одноставочный тариф на период с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года в размере 2396,62 руб. за 1 Гкал (без НДС), с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - в размере 2468,10 руб. за 1 Гкал (без НДС).
Приказ был опубликован в издании "Воронежский курьер", N 141, 17.12.2013 года.
В соответствии с пунктом 2 приложения к приказу УРТ Воронежской области от 16.12.2014 N54/13 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Борисоглебского городского округа Воронежской области, на 2015 год", для потребителей ООО "Энергия" в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлен одноставочный тариф на период с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 2209,90 руб. за 1 Гкал (без НДС), с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - в размере 2399,95руб. за 1 Гкал (без НДС).
Приказ опубликован в Информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru, 18.12.2014 года.
10 ноября 2015 года Федеральное казенное учреждение "*" (ФКУ *) обратилось в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать несоответствующими законодательству и недействующими названные приказы Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области в части установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Энергия" потребителям, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 24.01.2013 г., 26.12.2013 г. и 18.02. 2015 г. между ФКУ * и ООО "Энергия" были заключены государственные контракты теплоснабжения соответственно за NN 790/15, 6/430, 7/12, по условиям которых расчет между сторонами за поставку тепловой энергии должен производиться по тарифам, утверждённым Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (пункты 5.1 л.д.29-32, 34-36, 37-39).
При этом изначально приказом УРТ от 13.11.2012 N55/13 "Об установлении на 2013 год тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Энергия" потребителям Борисоглебского городского округа Воронежской области" размер тарифов был определен с превышением предельных максимальных уровней, установленных приказом ФСТ России от 09.10.2012 N231-э/4, что в последующем повлекло необоснованное установление тарифов соответственно на 2014 и 2015 годы.
Незаконное установление тарифов с превышением предельных максимальных уровней привело к необоснованному увеличению оплаты административным истцом услуг теплоснабжения за период со второго полугодия 2013 года по первое полугодие 2015 года.
Определением судьи от 12 ноября 2015 года в принятии к производству суда требований в части признания недействующими приказов УРТ 13.11.2012 N55/13, от 12.12.2013 N50/8 отказано в связи с истечением срока их действия.
В связи с тем, что приказ УРТ Воронежской области от 16.12.2014 N54/13 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Борисоглебского городского округа Воронежской области, на 2015 год" регулирует правоотношения с участием административного истца, требования о признании его несоответствующим законодательству и недействующим (в части) приняты к производству суда и являются предметом настоящего рассмотрения.
В судебном заседании представитель ФКУ * П.О.В. заявленные требования поддержала.
Представитель УРТ Воронежской области ФИО2 возражала против заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят административным ответчиком в пределах компетенции и с соблюдением требований федерального законодательства.
Представитель заинтересованного лица ООО "Энергия" К.О.В. поддержала позицию представителя административного ответчика.
Прокурор Воронежской областной прокуратуры Сбитнева Е.А. полагала заявленные требования необоснованными.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленного административного иска.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ и положениями главы 21 КАС РФ нормативный акт может быть признан недействительным судом, если он не соответствует закону или иным правовым актам, в том числе устанавливающих: полномочия органа на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
В данном случае в соответствии с пп. 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пп.1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 и пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктом 3 статьи 6 Закона Воронежской области от 27.05.2011 N 80-ОЗ "О полномочиях органов государственной власти Воронежской области в сфере теплоснабжения", пунктом 3.1.6 раздела 3 Положения об УРТ, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 397, Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области является органом, уполномоченным в сфере теплоснабжения на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Форма и вид изданного им нормативного правового акта соответствуют требованиям пункта 31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", пунктов 18, 22 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСР России от 07.06.2013 N 163, статьям 4, 9, 12 Закона Воронежской области от 01.02.1995 N 11-з "О нормативных правовых актах Воронежской области", пункта 3.17 Положения о Правлении (коллегии) УРТ, утвержденного приказом УРТ от 14.10.2015 N 34-Р.
Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотренная Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФСР России от 07.06.2013 N 163, и Административным регламентом УРТ по исполнению государственной функции "Установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям", утвержденным приказом УРТ от 27.06.2013 N34-Р, административным ответчиком соблюдена.
Оспариваемый приказ введен административным ответчиком в действие с соблюдением сроков, установленных пунктом 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", опубликован в порядке, установленном статьёй 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации", - в Информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru, 18.12.2014, и является действующим.
Проверяя соответствие оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает, что оспариваемым пунктом 2 приложения к приказу УРТ от 16.12.2014 N 54/13 установлены на 2015 год тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Энергия" потребителям Борисоглебского городского округа Воронежской области, с календарной разбивкой:
с 1 января 2015г. - 2209,9 руб. за 1 Гкал (без НДС),
с 1 июля 2015г. - 2399,95 руб. за 1 Гкал (без НДС).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - 190-ФЗ) в сфере теплоснабжения регулированию подлежат предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат регулированию в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 190-ФЗ установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, отнесено к полномочиям Федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов - ФСТ России.
Согласно части 5 статьи 10 190-ФЗ, пункту 8 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункту 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением N 1075, предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации на финансовый год.
Таким образом, предельные максимальные уровни тарифов устанавливаются ФСТ России в отношении средних тарифов на тепловую энергию по субъектам Российской Федерации, а не в отношении каждой теплоснабжающей организации.
Приказом ФСТ России от 11.10.2014 N 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год" установлены и введены в действие с 1 января 2015 года предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой:
- с 01.01.2015 по 30.06.2015 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2014, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к указанному приказу;
- с 01.07.2015 по 31.12.2015 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2014, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к указанному приказу.
В приложении к приказу ФСТ России от 11.10.2014 N 227-э/3 указана максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Воронежской области на 2015 год с календарной разбивкой: с 01.01.2015 по 30.06.2015 в 100%; с 01.07.2015 по 31.12.2015 в 108,6%.
Предельные минимальные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, не установлены.
Вместе с тем, в приложении к указанному приказу предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию, дифференцированные в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, могут иметь величину, отличную от установленных предельных уровней роста тарифов, как в большую, так и в меньшую сторону.
Следовательно, уровень среднего тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Воронежской области с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г., не должен превышать уровня среднего тарифа, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших по состоянию на 31.12.2014 г., уровень среднего тарифа на тепловую энергию по Воронежской области с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г., не должен более чем на 8,6 % превышать уровень среднего тарифа, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших по состоянию на 31.12.2014 г.
Как следует из представленного административным ответчиком шаблона мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах для организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, заполняемого для осуществления контрольных функций Федеральной службой по тарифам, по итогам регулирования уровень среднего тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Воронежской области с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г., составляет 99,74 % уровня среднего тарифа, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших по состоянию на 31.12.2014 г. Уровень среднего тарифа на тепловую энергию по Воронежской области с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г., на 108,6 % выше уровня среднего тарифа, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших по состоянию на 31.12.2014 г., что соответствует предельным максимальным уровням, установленным ФСТ России.
Довод административного истца о распространении максимальной величины роста тарифов (100 % - с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. и 108,6 % с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г.), с использованием которой осуществляется расчет предельного максимального уровня тарифов в среднем по субъекту Российской Федерации, на регулирование тарифов для конкретной организации ООО "Энергия", не основан на содержании приведенных выше законоположений.
Таким образом, тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО "Энергия" в 2015 году относительно уровня, действовавшего по состоянию на 31.12.2014 года, не противоречат требованиям действующего законодательства, в том числе приказу ФСТ России от 11.10.2014 N 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год".
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что изначально приказом УРТ от 13.11.2012 N55/13 "Об установлении на 2013 год тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Энергия" потребителям Борисоглебского городского округа Воронежской области" размер тарифов был определен с превышением предельных максимальных уровней, установленных приказом ФСТ России от 09.10.2012 N231-э/4, что в последующем повлекло необоснованное установление тарифов соответственно на 2014 и 2015 годы.
Проверяя эти доводы, суд учитывает, что Приказом ФСТ России от 09.10.2012 N 231 -э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" установлены предельные максимальные величины роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год с календарной разбивкой.
Указанным приказом установлены и введены в действие с 1 января 2013 года предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой:
с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2012 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к указанному приказу;
с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2012 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.
В приложении к указанному приказу ФСТ России указана максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Воронежской области на 2013 год с календарной разбивкой: с 01.01.2013 по 30.06.2013, в 100 %; с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 112%.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что установленная названным приказом ФСТ максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Воронежской области на 2013 год, была соблюдена.
Как указывалось ранее, доводы истца о необходимости соответствия роста тарифов конкретной теплоснабжающей организации утвержденным предельным тарифам не имеют законных оснований.
Обсуждая доводы административного истца о несоблюдении административным ответчиком норм законодательства о согласовании тарифных решений, суд принимает во внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 10 Закона N 190-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об утверждении им тарифов на тепловую энергию (мощность), установленных на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, осуществляемому в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 15 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Федеральная служба по тарифам утверждает порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня, установленного в соответствии с Основами ценообразования.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных названным Постановлением, при регулировании тарифов могут устанавливаться предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов.
Как уже указывалось, приказом ФСТ России от 09.10.2012 N 231-э/4 на 2013 годы были установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации.
Ввиду того, что рост тарифов на 2013 год в среднем по Воронежской области не превысил уровней, установленных вышеуказанным приказом ФСТ России, согласования установления тарифов выше максимального уровня не требовалось.
Также, согласно абзацу второму пункта 51 раздела V Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", решение о согласовании или об отказе в согласовании решения органа регулирования об установлении тарифов, устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, принимается в отношении решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении тарифов, приводящего к превышению установленного в среднем по субъекту Российской Федерации предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность).
Ввиду того, что рост тарифов на 2014-2015 годы в среднем по Воронежской области не превысил уровней, установленных приказами ФСТ России от 15.10.2013 N 191-э/2 и от 11.10.2014 N 227-э/3, согласования установления тарифов выше максимальных уровней не требовались.
На основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
отказать Федеральному казенному учреждению "*" в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2015 года.
Председательствующий: В.Е. Ракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.