Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В.,
с участием представителя административного истца - Л.А.В.,
представителя административного ответчика - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области - Д.С.Г.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя К. И.Г. к правительству Воронежской области, филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
30 ноября 2015 года от имени представителя ИП К. И.Г. представитель по доверенности Л.А.В. обратился в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением, указывая, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий и сооружений по переработке сельскохозяйственной продукции, расположенный по адресу: *.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * рублей.
Размер кадастровой стоимости спорного земельного участка затрагивает права административного истца, так как является основанием для расчета земельного налога, ее необоснованное завышение приводит к необоснованному взысканию с него земельного налога за спорный земельный участок.
Руководствуясь нормами ст.ст. 125,126,245-249 КАС РФ, ст.ст. 24.18, 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности", ст.ст. 65,66 ЗК РФ, административный истец просит установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете оценщиков ООО "*" М.Т.В. в размере * рублей по состоянию на 01 января 2009г.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца по доверенности Л.А.В. поддержал заявленные требования, просил установить в отношении спорного земельного участка кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика ООО "*" М.Т.В. в размере * рублей по состоянию на 01 января 2009 г..
Представитель административного ответчика - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области по доверенности Д.С.Г. представила письменный отзыв на административное исковое заявление, пояснив, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01 января 2009 г., по существу заявленных требований не возражала.
Административный истец ИП К.И.Г., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Административный ответчик - правительство Воронежской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причине неявки представителя суду не сообщило.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1, пунктов 1, 5 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей определения платы за использование земли в форме земельного налога и арендной платы и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 ФЗ N 135 от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу абзаца первого статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) и в суде.
Для физических лиц обращение в Комиссию с таким заявлением не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в силу главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В связи с этим на него не распространяются требования закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в комиссию.
Как следует из материалов дела, административный истец на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером: *, площадью * кв.м., категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий и сооружений по переработке сельскохозяйственной продукции, расположенным по адресу: *, право собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии * номер * от 27 июля 2005 года (л.д. 27).Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 октября 2015г., кадастровой выписке о земельном участке от 10 октября2014 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей *коп.(л.д. 26, 96).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 по состоянию на 01.01.2009 года.
Рассматривая заявленные требования, суд приходит к выводу, что определенные на основании постановления правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 результаты государственной кадастровой оценки влияют на определение размера земельного налога за земельный участок, находящийся на праве собственности у административного истца, в связи с чем у него имеется право на пересмотр его кадастровой стоимости.
По заказу административного истца независимым оценщиком ООО "*" М.Т.В. выполнена оценка рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, - 01 января 2009 года, по результатам чего составлен отчет.
Согласно отчету N * от 24 сентября 2015 года, представленному в материалы дела, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 01 января 2009 года составляет * (*) рублей (л.д. 28-110).
В соответствии с требованиями статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" к административному иску о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административным истцом приложено положительное экспертное заключение, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Деловой союз оценщиков", членом которой является оценщик М.Т.В., от 23 октября2015 года N *, согласно которому вышеуказанный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 24 сентября 2015года, составленный ООО "*", соответствует требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности", Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. А выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объектов оценки, признаны обоснованными (л.д. 111-134).
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом в данном случае соблюдены требования, предусмотренные статьёй 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" относительно порядка, оснований и условий пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости и установления её в размере рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности.
Возражений и доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, со стороны административных ответчиков не поступило.
На основании изложенного административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в силу статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности", суд
решил:
административный иск индивидуального предпринимателя К. И. Г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поданный в суд 30 ноября 2015 года, удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения зданий и сооружений по переработке сельскохозяйственной продукции, расположенным по адресу: *, по состоянию на 01 января 2009 года в размере * (*) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом.
Председательствующий: В.Е. Ракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.