судья Воронежского областного суда ФИО11.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Резниченко А.Н. на постановление судьи Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.38 КоАП РФ в отношении юридического лица - ОАО "Трансаммиак", зарегистрированного по адресу: "адрес",
(судья Бурчакова И.В.)
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ОАО "Трансаммиак" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт эксплуатации ОАО "Трансаммиак" магистрального аммиакопровода "Тольятти-Одесса" с нарушением установленных законодательством правил охраны водных биологических ресурсов, которые могли повлечь массовую гибель рыбы. Так, в процессе эксплуатации ОАО "Трансаммиак" магистрального аммиакопровода "Тольяти-Одесса" в ходе проведения работ на трубопроводе байпаса поста ОК 6К6 -замены штатных крепежных элементов -шпилек на старые болты, прослуживших более 30 лет, не были обеспечены меры, предусмотренные правилами охраны водных биоресурсов, в результате чего через фланцевое соединение произошла утечка сжиженного аммиака в пойменную часть реки Сухой Карачан на 996 км участке трассы магистрального аммиакопровода "Тольятти-Одесса" ОАО "Трансаммиак", ставшая причиной массовой гибели водных биологических ресурсов (далее ВБР) реки Сухой Карачан на участке протяженностью 4,5 км от автомобильного моста в "адрес" муниципального района "адрес" в направлении "адрес" - "адрес". Место аварии ориентировочно находилось в 250 метрах от уреза воды по левому берегу реки. Вся растительность на прилегающей к месту аварии территории по обоим берегам поймы реки на расстоянии около 300 м на момент обследования приобрела желтый цвет, поверхностный слой грунта имел резкий запах нашатырного спирта. В ходе комиссионного обследования "адрес" установлен видовой количественный состав погибших ВБР, а именно плотвы-644 шт., окуня -87 шт., щуки-161 шт., карася -154 шт., линя -36 шт., язя-25 шт., красноперки-61 шт., верховки-95 шт., прудовика-316 шт., а всего -1579 шт. Массовая гибель ВБР в реке Сухой Карачан до аварии не наблюдалась. Гибель ВБР произошла после проливного дождя, прошедшего ДД.ММ.ГГГГ в районе аварии, в результате смыва из поверхностного слоя грунта, насыщенного аммиаком в пойменной части реки и попадания загрязненных ливневых вод по рельефу местности в русло реки. ДД.ММ.ГГГГ вода приобрела устойчивый специфический запах аммиака и произошла массовая гибель ВБР.
В жалобе защитник ФИО2 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ОАО "Трансаммиак". Как основания для отмены постановления судьи, указывается на неправильную квалификацию действий ОАО "Трансаммиак" по ст.8.38 КоАП РФ; признание судом допустимыми доказательств, полученных с нарушением ч.3 ст.26.5 и ст.27.10 КоАП РФ; нарушение процессуального законодательства при назначении и проведении экспертизы по делу.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив жалобу, выслушав защитников ОАО "Трансаммиак" ФИО2, ФИО4, ФИО5; представителей Верхнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов АЧТУ Росрыболовства ФИО6 и ФИО7, полагаю, что решение судьи районного суда является законным и обоснованным, и жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствие со ст.8.38 КоАП РФ производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вина ОАО "Трансаммиак" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ подтверждается материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ;
-актом комиссионного обследования реки Сухой Карачан в административных границах Терновского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с информацией о гибели рыбы;
-фототаблицами с места гибели ВБР на реке Сухой Карачан в административных границах Терновского муниципального района "адрес";
-объяснениями свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10;
- актом 1/241 от ДД.ММ.ГГГГ отбора проб природной и сточной воды;
-протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ результатов анализа проб природной воды;
-протоколом N т/253 от ДД.ММ.ГГГГ биотестирования проб природной воды;
-заключением филиала ЦЛАТИ по "адрес" ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" к протоколам N от ДД.ММ.ГГГГ и N т/253 от ДД.ММ.ГГГГ;
-сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Воронежского отдела ФГБУ "Аздонрыбвод" о причинах гибели рыбы в июне 2015 года в реке Сухой Карачан в районе "адрес";
-протоколом осмотра места аварии на аммиакопроводе "Тольятти -Одесса" 996 км от ДД.ММ.ГГГГ;
-положением о филиале "Воронежское управление" ОАО "Трансаммиак";
-договором водопользования от ДД.ММ.ГГГГ;
-заключением филиала ЦЛАТИ по "адрес" ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО";
-отчетом о научно-исследовательской работе "Расчет ущерба ВБР реки Сухой Карачан при повреждении магистрального аммиакопровода ОАО "Трансаммиак" в районе "адрес";
-сообщением Воронежского отдела ФГБУ "Аздонрыбвод";
-актом технического расследования причин аварии, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ на 996 км участка трассы магистрального аммиакопровода "Тольятти-Одесса", эксплуатируемом филиалом "Воронежское управление" ОАО "Трансаммиак" в 2 км 260 м от "адрес";
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что в действиях ОАО "Трансаммиак" имеется состав правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ.
Судом правильно установлены все обстоятельства правонарушения, доказательствам дана надлежащая оценка с учетом исследованных материалов дела.
Данное правонарушение посягает на порядок охраны окружающей среды и природопользования, в связи с чем, суд обоснованно привлек ОАО "Трансаммиак" к административной ответственности.
Доводы жалобы защитника о неправильной квалификации действий ОАО "Трансаммиак" по ст.8.38 КоАП РФ не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
Объективной стороной указанного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в нарушении правил охраны рыбных запасов при осуществлении ряда технологических процессов, повлекшее массовую гибель рыбы или других водных животных.
Суть данной статьи состоит в охране водных биологических ресурсов, рыбы и других водных животных при осуществлении различных видов работ, которые могут привести к наступлению тяжких для окружающей среды последствий.
Обществом ставится под сомнение причинная связь наступивших опасных последствий в виде массовой гибели водных биологических ресурсов реки Сухой Карачан и утечки сжиженного аммиака в пойменную часть реки Сухой Карачан на 996 км участке трассы магистрального аммиакопровода "Тольятти-Одесса".
Вместе с тем, суд полагает доказанным тот факт, что в результате технологической деятельности ОАО "Трансаммиак", которая не запрещена действующим законодательством, но которая осуществлялась при этом с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов - Открытым акционерным обществом "Трансаммиак" как водопользователем (договор водопользования от ДД.ММ.ГГГГ) ненадлежащим образом эксплуатировался магистральный аммиакопровод "Тольятти-Одесса", в результате чего стала возможной аварийная утечка сжиженного аммиака, которая в свою очередь повлекла массовую гибель водных биологических ресурсов реки Сухой Карачан.
Суд также принимает во внимание что ОАО "Трансаммиак" добровольно возместила причиненный в результате аварии на магистральном аммиакопроводе ущерб связанный с гибелью ВБР, что по сути дела свидетельствует о признании Обществом наличие причинно-следственной связи между массовой гибели водных биологических ресурсов реки Сухой Карачан и утечки сжиженного аммиака в пойменную часть реки Сухой Карачан на 996 км участке трассы магистрального аммиакопровода "Тольятти-Одесса".
Указание в жалобе на отсутствие в действиях ОАО "Трансаммиак" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ, с ссылкой на позицию Верховного Суда РФ изложенную в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу N21-АД14-2, суд также считает несостоятельной, поскольку в указанном судебном акте речь идет о лице, которое умышленно осуществило действие, которое само по себе запрещено ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ (п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ запрещает сброс сточных вод в границах водоохранных зон водных объектов), и ответственность за которое предусмотрена специальной нормой, а именно частью 1 ст. 8.42 КоАП РФ, нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а не частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Нормы же законодательства, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, содержатся в статье 56 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ (Охрана водных объектов от загрязнения и засорения), ст. 18 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам).
Кроме того, сжиженный аммиак нельзя отнести к категории сточных вод.
Указание в жалобе на нарушения норм действующего законодательства при решении вопроса о допустимости доказательств, в частности по обязательному составлению протокола отбора проб в присутствии двух понятых, и не разъяснению экспертам об их ответственности за дачу заведомо ложного заключения, также не принимается судом во внимание.
Как усматривается из материалов дела Управлением Росприроднадзором по "адрес" с привлечением специалистов филиала ЦЛАТИ по "адрес" ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" с целью определения концентраций вредных веществ в воде в реке Сухой Карачан были отобраны пробы природной воды в административных границах Терновского муниципального района, "адрес", и на основании п. 4 ст. 15 Закона при отборах проб воды был составлен протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ с участием понятых. По результатам исследования указанных проб специалистами филиала ЦЛАТИ по "адрес" ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" было составлено заключение о концентрации вредных веществ в воде в реке Сухой Карачан (т.1 л.д.160-161). В последствии данные документы были использованы в качестве доказательной базы при проведении административного расследования.
Суд считает указанные протокол и заключение относимыми и допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении, поскольку Управлением Росприроднадзора по "адрес" были соблюдены все требования закона при отборе проб природной воды в "адрес" с участием специалистов аккредитованной лаборатории, проведении лабораторных исследований и получение заключений указывающих на причину массовой гибели ВБР. При этом использование указанных доказательств Верхнедонским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству при составление протокола об административном правонарушении в отношении ОАО "Трансаммиак", суд считает законным и обоснованным, поскольку действующее законодательств регулирующее порядок привлечения к административной ответственности, запрет на указанные действия не содержит.
При этом суд считает что при наличии информации содержащейся в заключении филиала ЦЛАТИ по "адрес" ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", необходимости в проведения экспертизы в рамках административного расследования не было.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2 - без удовлетворения.
Судья областного суда ФИО11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.