Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Ариничева С.Н.,
судей Романовой В.В. и Морозовой Л.С.,
при секретаре Новиковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Ариничева С.Н. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калужского районного суда Калужской области от 23 июля 2015 года по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Калужской области о перерасчете пенсии, взыскании недоплаченной пенсии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
26 мая 2015 года ФИО1 обратился с иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Калужской области (далее УФСБ России по Калужской области), просил обязать ответчика установить должностной оклад, учитываемый при определении размера пенсии, с учетом 6% надбавки, начиная с 1 ноября 2011 года; включить в выслугу лет периоды с 6 января 1992 года по 15 марта 2003 года; установить надбавку за выслугу лет в размере 40% должностного оклада с 1 ноября 2011 года; произвести перерасчет пенсии с 1 ноября 2011 года с учетом индексаций и повышений; взыскать невыплаченную сумму пенсии с 1 ноября 2011 года в размере 3500000 рублей с учетом индексаций и надбавок; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1500000 рублей.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что он проходил службу в пограничных войсках СССР, а после 1991 года - Республики Беларусь. В 2003 году он был уволен со службы по состоянию здоровья, ему была назначена пенсия за выслугу лет. В 2011 году он переехал в Российскую Федерацию, выплата пенсии в Республике Беларусь была прекращена, с ноября 2011 года УФСБ России по Калужской области ему была назначена пенсия за выслугу лет в Российской Федерации, которую он получал до ноября 2012 года, затем выплата пенсии была прекращена в связи с отсутствием у него вида на жительство в Российской Федерации. С января 2014 года выплата пенсии возобновлена. Истец полагал, что прекращение выплаты пенсии и определение ее размера было осуществлено без учета международных соглашений в области пенсионного обеспечения военнослужащих стран СНГ.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования.
Представитель УФСБ России по Калужской области Морозов С.А. иск не признал.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 23 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, выслушав истца ФИО1, поддержавшего жалобу, представителя УФСБ России по Калужской области Кондакова А.А., полагавшего жалобу необоснованной, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из дела видно, что ФИО1 проходил военную службу в пограничных войсках СССР, после 1991 года - в пограничных войсках Республики Беларусь.
В период с 1 сентября 1997 года по 30 июня 1999 года ФИО1 обучался в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
В период с 28 февраля 2002 года по 13 января 2003 года был прикомандирован в распоряжение Председателя Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств - участников СНГ при Исполнительном комитете СНГ (л.д. 10).
Приказом Председателя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь N 14 с-лс от 7 февраля 2003 года ФИО1 был уволен в отставку по пункту 60.2 (по болезни).
Приказом Председателя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь N 97 от 15 апреля 2003 года ФИО1 с 15 апреля 2003 года исключен из списков личного состава Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь.
С 16 апреля 2003 года УКГБ Республики Беларусь ФИО1 была назначена пенсия за выслугу лет. При этом исчисление пенсии произведено исходя из размера должностного оклада по должности начальника штаба - Первого заместителя Председателя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, увеличенного на 6%.
22 сентября 2011 года ФИО1 обратился к начальнику УКГБ по городу Минску и Минской области Республики Беларусь с заявлением о прекращении с 1 ноября 2011 года выплаты пенсии и направлении его пенсионного дела в УФСБ России по Калужской области для назначения пенсии по новому месту жительства.
Также из дела видно, что УФСБ России по Калужской области с 1 ноября 2011 года ФИО1 была назначена пенсия за выслугу лет, которая выплачивалась по 1 ноября 2012 года.
С 1 ноября 2012 года выплата пенсии ФИО1 была прекращена. Основанием для прекращения послужило установление факта назначения пенсии без учета наличия у заявителя гражданства Республики Беларусь и отсутствия документов, подтверждающих постоянное проживание на территории Российской Федерации.
17 января 2014 года ФИО1 был получен вид на жительство. 20 января 2014 года ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" на срок до 31 декабря 2018 года (л.д. 12).
27 января 2014 года ФИО1 обратился в УФСБ России по Калужской области с заявлением о назначении (возобновлении) выплаты пенсии.
УФСБ России по Калужской области с 17 января 2014 года ФИО1 была назначена пенсия за выслугу лет. Размер пенсии исчислен из должностного оклада, соответствующего размеру оклада по последней занимаемой истцом перед увольнением со службы должности.
Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, и в частности военнослужащих Пограничных войск регулируется заключенными 15 мая 1992 года Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств.
Соглашениями предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Из содержания пункта 1 статьи 3 названного Федерального закона следует, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам признается лицо, получившее вид на жительство.
Как было указано выше, ФИО1 вид на жительство был получен 17 января 2014 года. Предусмотренные действующим законодательством документы, подтверждающие постоянное проживание истца до указанной даты на территории Российской Федерации, в дело не представлены. В исковом заявлении, в объяснениях, данных в суде первой инстанции, и в апелляционной жалобе истец на наличие таких документов не ссылался.
Из объяснений, данных истцом в суде апелляционной инстанции, следует, что ФИО1 в 2011 году не проживал в Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений приведенных норм права вывод суда об отсутствии оснований для взыскания истцу пенсии за период, предшествующий 17 января 2014 года, является правильным.
Факты назначения в 2011 году и выплаты истцу пенсии до ноября 2012 года без предусмотренных законом оснований не являются основанием для взыскания пенсии за спорный период.
Из представленных в дело документов, в том числе материалов пенсионного дела, видно, что пенсия ФИО1 назначена исходя из размера оклада по воинской должности на уровне первого заместителя руководителя службы ФСБ России, что соответствует положениям статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также пункту 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Правильность определения УФСБ России по Калужской области должности, исходя из размера оклада по которой должна исчисляться пенсия, ФИО1 не оспаривалась.
Доводы истца о том, что при расчете размера пенсии в Республике Беларусь к расчету принимался оклад по должности начальника штаба - Первого заместителя Председателя Государственного комитета пограничных войск, увеличенный на 6%, не свидетельствуют о неправильном исчислении размера пенсии, назначенной истцу в Российской Федерации.
Пенсия истцу рассчитана в размере 85% от суммы денежного довольствия, исчисленного в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть в максимальном размере, предусмотренном статьей 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
При этом ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в соответствии с подпунктом 5 пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ответчиком обоснованно исчислена в размере 30%, что соответствует имеющейся у истца выслуге до 25 лет.
Излагавшиеся истцом доводы о наличии у него выслуги более 25 лет противоречат Правилам исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 N 1074.
Избранный ответчиком способ подсчета выслуги лет для определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания соответствует порядку, предусмотренному частью 2 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств.
Все изложенные истцом доводы были исследованы судом первой инстанции, мотивированные выводы подробно изложены в решении, указанные выводы являются правильными.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 23 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.