Судья Воронков Р.Е. |
Дело 33-4099/2014 |
18 ноября 2014 года |
г. Смоленск |
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Руденко Н.В.,
судей Ивановой М.Ю., Гузенковой Н.В.,
при секретаре Михайлове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственной компании "Российские автомобильные дороги", администрации муниципального образования "Вяземский район" о понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе ответчика Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 24 июля 2014 года, которым заявленные истцом требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Ю., объяснения представителя ответчика Государственной компании "Российские автомобильные дороги" Дунаева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Смоленской области Поповой Е.В., полагавшей оставить решение без изменения, судебная коллегия
установила:
Исполняющий обязанности Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, уточнив требования (л.д. 63-66), обратился в суд с иском к Государственной компании "Российские автомобильные дороги", администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области о возложении на ответчиков обязанности установить необходимые дублирующие знаки 5.19.1 с оборудованием стационарного освещения (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) соответствующих пешеходных переходов на участках автодороги M-1 "Беларусь": 192 км. + 574 км., 195 км. + 764 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м, а на участках 187 км + 699 м и 197 + 600 м указанной автодороги установить дублирующие знаки 5.19.1, указав в обоснование требований, что 11.04.2014 Вяземской межрайонной прокуратурой совместно с Государственным инспектором дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД по обслуживанию автодороги Москва-Минск УМВД РФ по Смоленской области Макуриным Д.А., инспектором по особым поручениям ОДИ УГИБДД УМВД России по Смоленской области Мушенковым Г.Н., ведущим специалистом ситуационного центра отдела содержания, а/д и безопасности дорожного движения Голицинского филиала ГК "Российские автомобильные дороги" Винокуровым И.Ю., главным специалистом отдела строительства, ЖКХ, дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области Арчаковым И.М., заместителем директора филиала "Дорохово" ЗАО "МТТС" Морозовым А.Н., проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на участке 186 км - 231 км автомобильной дороги М-1 "Беларусь" общего пользования, федерального значения, проходящего по территории Вяземского района, в ходе которой установлено, что в нарушение п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 дублирующие знаки 5.19.1 на проезжей частью отсутствуют и пешеходные переходы не оборудованы стационарным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) на участках: 192 км + 574 м, 195 км + 764 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м, а на участках: 187 км + 699 м, 197 км + 600 м, хотя и имеется освещение пешеходного перехода, однако необходимый дублирующий знак отсутствует. Выявленные нарушения вызывают опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
В судебном заседании прокурор Санников А.В. уточненные исковые требования поддерживал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО "Вяземский район" Смоленской области Новикова О.А. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку автомобильная дорога М-1 "Москва-Беларусь" входит в перечень дорог федерального значения, обеспечение безопасности дорожного движения на которых в полномочия администрации муниципального образования не входит.
Представитель ответчика Государственной компании "Российские автомобильные дороги" Дунаев А.А. исковые требования не признавал в полном объеме, указав, что Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли от 09.12.2013 N 2221-ст и N 2218-ст в целях обеспечения соответствия отдельных положений (требований, правил) национальных стандартов ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52766-2007 интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научному прогрессу, изменения N 3 и N 1 (в том числе в п. 5.1.6 и п. 4.5.2.4) указанных стандартов, утверждены для добровольного применения. Соответственно установка дорожных знаков 5.19.1 над проезжей частью и оборудование пешеходных переходов стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) не является обязательным к применению требованием. Кроме того до внесения изменений N 1 в требования ГОСТ Р 52766-2007 от 23.10.2007 N 270-ст, пунктом 4.5.2.4 установлено, что пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными, знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением. Полагал, что в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, возможность использования распределительных сетей для оборудования пешеходных переходов стационарным наружным освещением, в то время как нецелесообразность применения автономных осветительных систем подтверждается представленным экспертным заключением.
Также обращал внимание суда на то обстоятельство, что согласно справкам ГИБДД УМВД России по Смоленской области, в период с июля 2013 по май 2014 на участке 153 + 875 км - 260 + 000 км автомобильной дороги М-1 "Беларусь", дорожно-транспортных происшествий, сопутствующими условиями которых явились дорожные условия, не зарегистрировано.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 24.07.2014 исковые требования и.о. Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворены частично, постановлено: обязать Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" на участках автодороги M-1 "Беларусь": 187 км + 699 м, 192 км + 574 м, 195 км + 764 м, 197 км + 600 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м установить над пешеходными переходами дорожные дублирующие знаки 5.19.1, предусмотренные ПДД РФ. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать за необоснованностью. Разрешен вопрос о госпошлине.
В апелляционной жалобе ответчик Государственная компания "Российские автомобильные дороги" просит решение в части удовлетворенных требований отменить, ссылаясь на недоказанность и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Полагает, что суд не дал правовой оценки возражениям ответчика относительно того, что отсутствие дублирующего знака 5.19.1 не влияет на дорожные условия, повлекшие дорожно-транспортные происшествия на указанных прокурором участках дороги, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит находит решение в части удовлетворенных требований подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - ФЗ N 196) задачами настоящего ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Под безопасностью дорожного движения законодатель принимает состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст.2 ФЗ N 196).
В силу требований ст.12 ФЗ N 196 ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
При этом в части 2 приведенной нормы установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ч. 1 ст. 15 указанного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что на участках автодороги M-1 "Беларусь": 187 км + 699 м, 192 км + 574 м, 195 км + 764 м, 197 км + 600 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м находятся пешеходные переходы, которые обозначены дорожными знаками 5.19.1, установленные по краям проезжих частей и соответствующей дорожной разметкой.
На участках данной автодороги: 192 км + 574 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м пешеходные переходы не оборудованы стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2133-р, автомобильная дорога М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест) включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и передана в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в ведении которой находится осуществление дорожной деятельности.
Согласно подпункту 4.5.2.4. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 N 270-ст), с учетом внесенных Изменениям N 1 (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9.12.2013 N 2218-ст) пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального, агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 120-ст) с учетом изменений N 3 (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.12.2013 N 2221-ст): на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.
Как следует из содержания Приказов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.12.2013 NN 2221-ст, 2218-ст "Об утверждении изменения к национальному стандарту" в целях обеспечения соответствия отдельных положений (требований, правил) национальных стандартов ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52289-2004 интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научному прогрессу утверждены для добровольного применения изменения N 3 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", N 1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" с датой введения в действие 28.02.2014.
Национальные стандарты в силу абз.2 п.2 ст.15 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подлежат применению на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
При вынесении решения суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку изменение N 1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" носят рекомендательный характер, то есть утверждены для добровольного применения, доказательств возможности использования распределительных сетей для освещения дорожных переходов, расположенных на: 192 км + 574 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м истцом не представлено, нецелесообразность установки автономных осветительных систем подтверждена представленным экспертным заключением ООО "ВНИСИ", исковые требования в части оборудования данных пешеходных переходов стационарным освещения (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) удовлетворению не подлежат в связи с необоснованностью. Кроме того, пешеходный переход на км 195 + 764, указанный истцом в иске, освещается источниками стационарного освещения с питанием от распределительных сетей, что не отрицалось прокурором в ходе рассмотрения дела.
Относительно отказа прокурору в иске к администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области, как к ненадлежащему ответчику, а также в части отказа в удовлетворении требований о возложении на Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" обязанности оборудовать стационарным освещением с питанием от распределительных сетей или автономных источников соответствующих переходных переходов на участках автодороги M-1 "Беларусь": 192 км + 574 км, 195 км + 764 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м, решение суда не оспаривается, в связи с чем, в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для проверки его законности и обоснованности в данной части.
Вместе с тем, одновременно суд в решении указал, что несмотря на то, что изменения N 3 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" носят рекомендательный характер, изложенные в нем указания, во взаимосвязи с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 12 Федерального закона от 22.08.2004 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и ч. 1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", позволяют суду сделать вывод о необходимости установления над пешеходными переходами дорожных дублирующих знаков 15.9.1, предусмотренных ПДД РФ на участках автодороги M-1 "Беларусь": 187 км + 699 м, 192 км + 574 м, 195 км + 764 м, 197 км + 600 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м в целях предупреждения опасности возникновения дорожно-транспортных происшествий, то есть в целях защиты жизни или здоровья неопределенного круга граждан, в связи с чем исковые требования прокурора в части понуждения Государственной компании "Российские автомобильные дороги" оборудовать указанные участки дороги дублирующими знаками подлежат удовлетворению.
Однако с данными выводами судебная коллегия не может согласиться ввиду недоказанности, неправильного толкования и применения норм материального права.
В обоснование требований в части возложения на ответчика обязанности установить над пешеходными переходами дорожные дублирующие знаки 15.9.1 на участках автодороги M-1 "Беларусь": 187 км + 699 м, 192 км + 574 м, 195 км + 764 м, 197 км + 600 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м, прокурор сослался на акт обследования участка 186 км - 231 км автомобильной дороги М-1 "Беларусь" общего пользования федерального значения от 11.04.2014, проведенного Вяземской межрайонной прокуратурой совместно с Государственным инспектором дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД по обслуживанию автодороги Москва-Минск УМВД РФ по Смоленской области Макуриным Д.А., инспектором по особым поручениям ОДИ УГИБДД УМВД России по Смоленской области Мушенковым Г.Н., ведущим специалистом ситуационного центра отдела содержания, а/д и безопасности дорожного движения Голицинского филиала ГК "Российские автомобильные дороги" Винокуровым И.Ю., главным специалистом отдела строительства, ЖКХ, дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области Арчаковым И.М., заместителем директора филиала "Дорохово" ЗАО "МТТС" Морозовым А.Н.
При этом прокурор указал, что в данном акте (л.д.6-7) зафиксировано установленное нарушение требований п. 5.1.6 ГОСТ Р 522899-2004, а именно над проезжей частью отсутствуют дублирующие знаки 5.19.1 на участках автомобильной дороги М-1 "Беларусь": 192 км + 574 м, 195 км + 764 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м, что влияет на безопасность дорожного движения на указанных участках автодороги.
Между тем, в содержании названного акта сведений об установлении вышеуказанных нарушений не содержится.
Согласно справкам ГИБДД УМВД России по Смоленской области, в период с июля 2013 по май 2014 на участке 153 км + 875 м - 260 км + 000 м автомобильной дороги М-1 "Беларусь", дорожно-транспортных происшествий, сопутствующими условиями которых явились дорожные условия, не зарегистрировано.
Кроме того, Федеральный закон "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27.12.2002 в понятие "техническое регулирование" включает установление обязательных требований, так и требований, предназначенных для добровольного применения (рекомендательного характера). Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, а требования, предназначенные для применения на добровольной основе - в национальных стандартах, стандартах организаций, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона могут издаваться Федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ целями стандартизации являются повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений
Одним из принципов осуществления стандартизации является принцип добровольного применения стандартов (ст.12 Закона N 184- ФЗ, абз.1 Раздела 4 ГОСТ Р 1.0-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" ).
В силу ч.4 ст.16.1 Закона N 184- ФЗ применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Таким образом, правовой статус стандартов в Российской Федерации определяется как документы, которые не имеют обязательного характера и применяются на добровольной основе, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Прокурором доказательств нарушений п.5.1.6 ГОСТ Р 522899-2004, а также того, что неприменение данного пункта относительно установки дублирующих знаков 5.19.1 на участках автомобильной дороги М-1 "Беларусь": 192 км + 574 м, 195 км + 764 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м само по себе влечет несоблюдение обязательных требований каких- либо технических регламентов и снижает уровень безопасности дорожного движения, жизни и здоровья граждан, прокурором в подтверждение заявленных требований не представлено.
Учитывая изложенное, на основании п.п.2,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ обжалуемое решение в части удовлетворения требований прокурора о возложении на Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" обязанности установить над пешеходными переходами дорожные дублирующие знаки 15.9.1 на участках автодороги M-1 "Беларусь": 187 км + 699 м, 192 км + 574 м, 195 км + 764 м, 197 км + 600 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворенииданноготребования, в остальном решение следует оставить без изменения.
Руководствуясь п.2 ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 24 июля 2014 года отменить в части удовлетворения исковых требований и.о. Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области о возложении обязанности на Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" на участках автодороги M-1 "Беларусь": 187 км + 699 м, 192 км + 574 м, 195 км + 764 м, 197 км + 600 м, 206 км + 650 м, 220 км + 835 м, 223 км + 134 м установить над пешеходными переходами дорожные дублирующие знаки 5.19.1, предусмотренные ПДД РФ и принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении данного требования отказать.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.