Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Ельчаниновой Г.А.,
судей Захаровой Л.В. и Яроцкой Н.В.,
при секретаре Шевчук В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и отделения в Псковской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Псковского городского суда Псковской области от 28 сентября 2015 года, которым постановлено:
Признать за Шишовой Г.Л. и членами ее семьи: Шишовым А.М. и Ш.С.А. право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Обязать отделение в Псковской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации признать Шишову Г.Л., Шишова А.М., Ш.С.А. участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, с включением указанных лиц в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС, с 26 ноября 2014 года.
Выслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения представителя ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Кунцевича В.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шишова Г.Л. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и отделению в Псковской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", обязании включить в списки граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
В обоснование иска указано, что в *** году Шишовой Г.Л. в связи с осуществлением трудовой деятельности в должности учителя Владимирской средней школы была предоставлена служебная квартира в закрытом военном городке по адресу: ***. 12 января 2004 года она была принята на работу в войсковую часть N на должность заведующей ДОУ N, 30 ноября 2009 года переведена в войсковую часть N, откуда 31 декабря 2012 года уволена с должности гражданского персонала в связи с сокращением штата. Тем самым она утратила связь с военным ведомством, но до настоящего времени проживает с семьей в служебной квартире. Считая себя и членов семьи лицами, подлежащими переселению из закрытого военного городка, 26 ноября 2014 года Шишова Г.Л. обратилась в отделение в Псковской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с рапортом о признании ее и членов ее семьи: сына Шишова А.М. и внучки Ш.С.А. участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", однако решением N от 22 декабря 2014 года в удовлетворении этого обращения было отказано, что, по ее мнению, является незаконным.
В судебном заседании истица и третье лицо Шишов А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Ш.С.А., заявленные требования поддержали.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах ставится вопрос о его отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
В обоснование жалобы указано, что судом не рассмотрен вопрос о том, подлежит ли истица переселению из закрытого военного городка, тогда как в связи с утратой трудовых отношений с организацией военного ведомства в 2013 году Шишова Г.Л. и члены ее семьи обязаны были освободить занимаемое служебное жилое помещение и никаких обязательств перед ними у военного ведомства не имеется.
В возражениях относительно жалобы истица Шишова Г.Л. и третье лицо Шишов А.М., ссылаясь на Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", Постановление Правительства РФ от 11 января 2001 г. N 23, Распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 г. N 752-р, Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и судебную практику, считают, что подлежат включению в подпрограмму.
Поскольку Шишова Г.Л. и Шишов А.М. заявили о рассмотрении дела в их отсутствие, судебная коллегия с учетом положений статьи 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Материалами дела подтверждено, что на основании ордера на служебное жилое помещение N от *** года Шишовой Г.Л., работающей учителем биологии и химии Владимирской средней школы, на состав семьи из трех человек (с учетом сына Шишова А.М. и отца Андреева Л.О.) предоставлена служебная двухкомнатная квартира по адресу: ***.
Согласно выписке из финансового лицевого счета по указанному адресу проживают и зарегистрированы: Шишова Г.Л. с *** года, Шишов А.М. с *** года, Ш.С.А. *** года.
Решением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 26 января 2015 года Ш.С.А. признана членом семьи Шишовой Г.Л.
Из Владимирской средней школы, в связи с работой в которой Шишовой Г.Л. была предоставлена служебная квартира, истица уволилась по собственному желанию 09 января 2004 года.
12 января 2004 года она была принята на работу в войсковую часть N заведующей ДОУ N.
30 ноября 2009 года Шишова Г.Л. переведена и 01 декабря 2009 года принята на работу в войсковую часть N заведующей ДОУ N в связи с переформированием войсковой части N.
31 декабря 2012 года истица уволена из войсковой части N в связи с сокращением штата работников организации.
26 ноября 2014 года Шишова Г.Л. обратилась в отделение в Псковской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с рапортом о включении ее и членов ее семьи: Шишова А.М. и Ш.С.А. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Решением N от 22 декабря 2014 года Шишовой Г.Л. отказано в признании участником подпрограммы в связи с несоответствием требованиям подпрограммы.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Шишовой Г.Л., суд первой инстанции исходил из того, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и длительности военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Положениями подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Понятие закрытого военного городка раскрыто в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
По смыслу указанных норм права, гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными Силами Российской Федерации. Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае в отношении закрытого военного городка, где находится занимаемое истицей жилое помещение, не установлены условия особого режима, которые ограничивали бы дальнейшее проживание в нем граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями (учреждениями, организациями), находящимися на его территории. Таким образом, сам по себе факт прекращения истицей трудовых отношений с войсковой частью не влечет за собой реализацию в отношении неё процедуры переселения; никаких требований о выселении из занимаемого жилого помещения к Шишовой Г.Л. никем не предъявляется, а потому истица не может быть отнесена к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке. Изложенные в возражениях относительно апелляционной жалобы доводы Шишовой Г.Л. и Шишова А.М. о том, что их семья имеет право на обеспечение жильем в силу Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" и Постановления Правительства РФ от 11 января 2001 г. N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам", несостоятельны, поскольку местечко Владимирский Лагерь Стругокрасненского района Псковской области не является закрытым административно-территориальным образованием, а относится к закрытым военным городкам, правовое определение которых содержится в абзаце 9 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Поскольку неправильное применение норм материального права привело к неправильному разрешению дела, принятое судом решение не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 28 сентября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе Шишовой Г.Л. в удовлетворении иска к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и отделению в Псковской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", обязании включить в списки граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Председательствующий: Ельчанинова Г.А.
Судьи: Захарова Л.В.
Яроцкая Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.