Председатель Псковского областного суда Кондратьев В.Н., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Псковской области Канаевой Э.Ф. на постановление мирового судьи судебного участка N 32 г.Пскова от 26 августа 2015 года и решение судьи Псковского городского суда от 21 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением первого заместителя прокурора Псковской области Канаевой Э.Ф. от 29 июля 2015 года было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ в отношении начальника отдела по правовым вопросам отдела надзора и контроля Государственной инспекции труда в Псковской области Стратюк С.П.
Данное постановление было направлено мировому судье для рассмотрение по существу.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 32 г.Пскова от 26 августа 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда от 21 октября 2015 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ в отношении начальника отдела по правовым вопросам отдела надзора и контроля Государственной инспекции труда в Псковской области Стратюк С.П. было прекращено, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
В протесте, поступившем в Псковский областной суд, первым заместителем прокурора Псковской области Канаевой Э.Ф. ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, в виду неправильного применения судом норм материального права, а именно того, что Стратюк С.П. не соблюдены требования законодательства и внеплановая документарная проверка ООО "ЧОО " Т." проведена при отсутствии оснований для ее выполнения.
Проверив материалы дела и доводы протеста, оснований для его удовлетворения не нахожу.
Несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ.
Исходя из материалов дела, в период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.) начальником отдела по правовым вопросам отдела надзора и контроля Государственной инспекции труда в Псковской области Стратюк С.П. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЧОО " Т." на предмет соблюдения юридическим лицом требований трудового законодательства.
Основанием для осуществления проверки ООО "ЧОО " Т." послужила информация Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения об отсутствии в представленном страхователем годовом отчете за "данные изъяты" год сведений о результатах проведенной специальной оценки условий труда и (или) в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно пункту 5 распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Псковской области от 17.06.2015 (****) о проведении внеплановой документарной проверки ООО "ЧОО " Т." проверка осуществлялась с целью защиты прав и интересов работников в связи с рассмотрением обращения Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения в отношении ООО "ЧОО " Т." от (дд.мм.гг.) (****).
Частью 2 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Стратюк С.П. является должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Абзацем 4 части 7 вышеуказанной статьи установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
Обязанность по проведению специальной оценки условий труда закреплена в статье 212 ТК РФ и возложена на работодателя.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Сведения о результатах проведения специальной оценке труда подлежат отражению в отчетах, представляемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Вопреки доводам протеста проверка проведена с учетом положений абзаца 4 части 7 статьи 360 ТК РФ и подпункта 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с целью защиты прав и интересов работников ООО "ЧОО " Т.", то есть на законных основаниях.
Таким образом, вывод судей об отсутствии в действиях начальника отдела по правовым вопросам отдела надзора и контроля Государственной инспекции труда в Псковской области Стратюк С.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ, является обоснованным.
Кроме того из анализа положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Рим, 4 ноября 1950) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление невозможно, как и невозможен поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления.
Данное положение об общих принципах пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам применимы и к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.
Исходя из положений статьи 30.7 и части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение решения по результатам жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное решение, не допускается.
Отмена вынесенных судебных актов, которыми было прекращено производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, повлечет неправомерное ухудшение положения лица, освобожденного от административной ответственности, и существенное нарушение его прав.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 32 г.Пскова от 26 августа 2015 года и решение судьи Псковского городского суда от 21 октября 2015 года оставить без изменения, протест первого заместителя прокурора Псковской области Канаевой Э.Ф.- без удовлетворения.
Председатель
Псковского областного суда
В.Н. Кондратьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.