Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Бурашниковой Н.А.
судей Баранова В.В., Чербаевой Л.В.
с участием прокурора Колмаковой С.А.
при секретаре Замотаевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 декабря 2015 г. административное дело по административному иску временно исполняющего обязанности начальника ОМВД России по Тамбовскому району Тамбовской области об установлении дополнительных ограничений и продлении срока административного надзора в отношении Рулина Б.В.
по апелляционному представлению прокурора Тамбовского района Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 октября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
установила:
Временно исполняющий обязанности начальника ОМВД России по Тамбовскому району Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении дополнительных ограничений и продлении административного надзора в отношении Рулина Б.В., указав, что последний был осужден Тамбовским районным судом Тамбовской области по ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса РФ к 7 годам лишения свободы. Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 2 октября 2014 г. в отношении Рулина Б.В. был установлен административный надзор на 1 год со следующими административными ограничениями в виде: обязательной явки на регистрацию дважды в месяц в орган, осуществляющий надзор; запрета посещения увеселительных заведений (кафе, бары, рестораны, клубы и т.д.), осуществляющих реализацию алкогольной продукции в розлив; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в период с 22.00 часов до 6.00 часов, если данное пребывание не связано с работой; запрета выезда за пределы Тамбовского района Тамбовской области без разрешения органа, осуществляющего надзор. Поскольку с момента установления административного надзора Рулин Б.В. совершил два административных правонарушения, зарекомендовал себя посредственно, имеет неснятую и непогашенную судимость, на основании положений Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный истец просил рассмотреть вопрос о продлении срока административного надзора до погашения судимости Рулина Б.В. и установить дополнительные ограничения в виде: обязательной явки четыре раза в месяц на регистрацию в орган, осуществляющий административный надзор; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них; запрета на выезд за пределы Тамбовской области без разрешения органа, осуществляющего административный надзор.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 октября 2015 г. в отношении Рулина Б.В. установлены следующие дополнительные ограничения в виде: обязательной явки четыре раза в месяц на регистрацию в орган, осуществляющий административный надзор; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них; запрет на выезд за пределы Тамбовской области без разрешения органа, осуществляющего административный надзор.
Названные ограничения и ограничения, установленные решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 2 октября 2014 г., установлены до погашения судимости Рулина Б.В.
На указанное решение прокурором Тамбовского района Тамбовской области принесено апелляционное представление, в котором ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового судебного постановления. В апелляционном представлении указано на нарушение судом норм материального и процессуального права, поскольку срок административного надзора был продлен Рулину Б.В. до погашения его судимости, которая в соответствии со статьями 15 и 86 Уголовного кодекса РФ истекает 29 мая 2021 г. Продление административного надзора на срок свыше шести месяцев не соответствует положениям ст. 7 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в соответствии с которыми административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.
Выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона (ст. 6 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Как следует из материалов дела, 1 августа 2007 г. Рулин Б.В. был осужден Тамбовским районным судом Тамбовской области за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса РФ, в виде лишения свободы сроком на 7 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
29 мая 2013 г. он освобожден из ФКУ "Исправительная колония N4 УФСИН России по Тамбовской области" условно-досрочно до 29 апреля 2014 г.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 2 октября 2014 г. в отношении Рулина Б.В. установлен административный надзор на 1 год со следующими административными ограничениями в виде: обязательной явки два раза в месяц на регистрацию в орган, осуществляющий надзор; запрета посещения увеселительных заведений (кафе, бары, рестораны, клубы и т.д.), осуществляющих реализацию алкогольной продукции в розлив; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в период с 22.00 часов до 6.00 часов, если данное пребывание не связано с работой; запрета на выезд за пределы Тамбовского района Тамбовской области без разрешения органа, осуществляющего надзор.
С момента установления административного надзора Рулин Б.В. дважды в течение года привлекался в административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, а именно, постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Тамбовской района Тамбовской области от 23 июня 2015 г. по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ за то, что он 22 июня 2015 г. повторно в течение года без уважительных причин не явился на регистрацию в ОМВД по Тамбовскому району, а также постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Тамбовской района Тамбовской области от 23 июня 2015 г. по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ за то, что он 6 июня 2015 г. повторно в течение года без разрешения органа, осуществляющего надзор, выехал за пределы Тамбовского района Тамбовской области.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия правовых оснований, установленных ст. 7 Федерального закона N 64-ФЗ, для продления в отношении Рулина Б.В. срока административного надзора.
Вместе с тем, доводы апелляционного представления о том, что продление срока административного надзора до погашения судимости Рулина В.Б. противоречит действующему законодательству, обоснованны.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ в случаях, предусмотренных ст. 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
С учетом положений указанных норм закона, срок административного надзора, установленный в отношении Рулина Б.В., подлежит продлению на шесть месяцев.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" разъяснено, что выбор конкретных административных ограничений и их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Устанавливая в отношении Рулина Б.В. дополнительное административное ограничение в виде обязательной явки четыре раза в месяц на регистрацию в орган, осуществляющий административный надзор, суд первой инстанции правомерно учел факты совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух административных правонарушений против порядка управления.
Вместе с тем, дополнительное административное ограничение в виде запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них установлено в отношении поднадзорного лица без достаточных на то оснований.
Так, из характеристики, выданной 5 июня 2015 г. главой сельсовета С.И.Б. следует, что Рулин Б.В. зарегистрирован на территории Красносвободненского сельсовета, Тамбовского района, Тамбовской области с 2013 г. За время регистрации на территории сельсовета показал себя с положительной стороны. Холост. Работает по договору. Жалоб и заявлений со стороны жителей села и соседей в администрацию сельсовета на него не поступало. Общественными организациями при администрации не обсуждался (л.д. 10).
С учетом положительной характеристики Рулина Б.В. по месту жительства, суд апелляционной инстанции считает нецелесообразным устанавливать в отношении поднадзорного лица дополнительное административное ограничение в виде запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них.
Также подлежит отмене решение суда в части установления дополнительного административного ограничения в виде запрета на выезд Рулина Б.В. за пределы Тамбовской области без разрешения органа, осуществляющего административный надзор, поскольку решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 2 октября 2014 г. был установлен запрет на выезд поднадзорного лица за пределы Тамбовского района Тамбовской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 21 октября 2015 г. отменить в части установления дополнительных ограничений в отношении Рулина Б.В. в виде запрета на выезд за пределы Тамбовской области и запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них, а также в части продления срока административного надзора до погашения судимости.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ОМВД России по Тамбовскому району Тамбовской области об установлении в отношении Рулина Б.В. дополнительных административных ограничений в виде запрета на выезд за пределы Тамбовской области и запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них отказать.
Продлить срок административного надзора, установленного в отношении Рулина Б.В., на шесть месяцев.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.