Судья Тамбовского областного суда Епифанова С.А., рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Стрела" (далее ОАО "Стрела") на решение судьи Октябрьского районного суда города Тамбова от 15 октября 2015 года по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Стрела" по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ,
установил:
Постановлением *** по делу об административном правонарушении от 06 июля 2015 года главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области Голуб А.В. ОАО "Стрела" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей. В вину ОАО "Стрела" вменено нарушение требований п. 2.1.6 и п. 3.4 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. N1/29 "Об утверждении Порядка обучения и по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", а именно: не проведен внеплановый инструктаж с монтажниками строительных машин и механизмов ОАО "Стрела" в связи с введением в действие новых нормативных актов, содержащих требования охраны труда (Правил, установленных Приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. N155н); не утвержден приказом по предприятию состав комиссии по обучению и проверке знаний требований охраны труда при работе на высоте работников, выполняющих данный вид работ, по указанным Правилам.
Данное постановление ОАО "Стрела" обжаловало в Октябрьский районный суд г.Тамбова.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 15 октября 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ОАО "Стрела" - без удовлетворения.
В своей жалобе в Тамбовский областной суд ОАО "Стрела" просит отменить вышеуказанное решение судьи и постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области Голуб А.В. от 06.07.2015г. В обоснование жалобы выражает свое несогласие с выводом судьи об обязанности ОАО "Стрела" незамедлительно провести внеплановый инструктаж с монтажниками строительных машин и механизмов, электрослесарями, а также утвердить приказом состав комиссии по обучению и проверке знаний, и связывают данный вывод с неверным толкованием п. 2.1.6 и п. 3.4. Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. N1/29 "Об утверждении Порядка обучения и по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". Считают, что указанные нормы не содержат сроков проведения внепланового инструктажа и внеплановой проверки знаний. Сроки проведения внепланового инструктажа и внеочередной проверки должны определяться самим работодателем, исходя из условий производственного процесса, графика работы сотрудников и иных обстоятельств. При этом ни Постановление N1/29 от 13.01.2003 г., ни иные нормативно - правовые акты не содержат указания на сроки проведения такого внепланового инструктажа и такой внеочередной проверки знаний с момента вступления в силу изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда.
ОАО "Стрела" внеплановый инструктаж проведен, что подтверждается журналом регистрации инструктажа на рабочем месте (записи от 08-09.06.2015г.). Таким образом, не допущено нарушения проведения внепланового инструктажа по охране труда в связи с вступлением в силу новых Правил по охране труда при работе на высоте. Приказом N23/1 от 08 июня 2015 г. создана комиссия в составе технического директора Масленникова П.Г., энергетика Трегуба А.В., начальника участка Баева А.В., инженера по охране труда и надзору по ГПМ Попова А.С. Проведение внеплановой проверки знаний по охране труда назначено на июль 2015 г.
Кроме того, полагают, что судом необоснованно не применена норма п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которой "при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей". ОАО "Стрела" предоставило суду сертификат, выданный Государственной инспекцией труда, согласно которому ОАО "Стрела" внесено в реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников. Также не учены имущественные последствия назначения для Общества такого наказания. По данному постановлению предприятию назначен штраф в размере 130 000 рублей. Всего по шести постановлениям назначен штраф в размере 650 000 рублей. Такая сумма является для предприятия существенной. Это негативно отразится на экономическом состоянии предприятия и может повлечь прекращение хозяйственной деятельности ОАО "Стрела", на котором работают около 200 человек. Однако оценки данным обстоятельствам судом не дано. Также считают необоснованными и противоречащими ст. п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ выводы суда о том, что Общество привлечено постановлением N87/2015/14/5/5 от 06.07.2015г. и N87/2015/14/4/4 от 06.07.2015 г. за разные нарушения. Фактически ОАО "Стрела" дважды привлечено за одно и то же нарушение, предусмотренное п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно: "допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда", несмотря на то, что это нарушение выразилось в различных действиях Общества. Все эти действия образуют один состав, следовательно, вынесение двух постановлений за одно и то же нарушение необоснованно.
В настоящем судебном заседании защитники ООО "Стрела" Попов А.С. и Бессонова Е.М. поддержали доводы жалобы.
Представитель государственной инспекции труда в Тамбовской области Селюков А.Ю. полагал, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как видно из материалов дела, 05 июня 2015 года в ОАО "Стрела" произошёл несчастный случай со смертельным исходом с разнорабочим данного предприятия Крыловым В.С. Государственной инспекцией труда в Тамбовской области проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение ОАО "Стрела" требований п. 2.1.6 и п. 3.4 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003г. N1/29 "Об утверждении Порядка обучения и по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", а именно: не проведен внеплановый инструктаж с монтажниками строительных машин и механизмов ОАО "Стрела" в связи с введением в действие новых нормативных актов, содержащих требования охраны труда (Правил, установленных Приказом Минтруда России от 28.03.2014 г. N155н); не утвержден приказом по предприятию состав комиссии по обучению и проверке знаний требований охраны труда при работе на высоте работников, выполняющих данный вид работ, по указанным Правилам.
Наличие указанных нарушение послужило основанием для вынесения главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тамбовской области постановления N 87/2015/14/5/5 от 06 июля 2015 года, которым ОАО "Стрела" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 130 000 рублей.
Судья первой инстанции, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела обоснованно согласился с наличием в действиях ОАО "Стрела" состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Нахожу обжалуемые решение судьи и постановление должностного лица обоснованными и вынесенными на основании действующего законодательства в связи со следующим.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Факт совершения административного правонарушения и вина ОАО "Стрела" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 03 июля 2015 года, распоряжением руководителя государственной инспекции труда о проведении проверки в отношении ОАО "Стрела" от 10 июня 2015 года, актом проверки от 29 июня 2015 года, иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Действия ОАО "Стрела" правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Вопреки доводам жалобы обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, установлены. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, указано, в чем выразилось нарушение со стороны ОАО "Стрела".
По существу в жалобе ОАО "Стрела" не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей районного суда при рассмотрении дела.
Доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судьей. Между тем обстоятельства, на основании которых судья основал свои выводы, приведенные в решении суда, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ОАО "Стрела" в совершении вмененного административного правонарушения, поэтому не могут служить основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену решения судьи и постановления должностного лица, по делу не имеется.
Наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в связи с чем оснований для изменения назначенного наказания не нахожу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тамбовской области Голуб А.В. *** от *** и решение судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 15 октября 2015 года, вынесенных в отношении ОАО "Стрела" по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ОАО "Стрела" - без удовлетворения.
Судья - С.А. Епифанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.