Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербакова М.В.,
судей Будько Е.В., Винокуровой Н.С.,
при секретаре Гульовской О.Р.,
с участием представителя ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Нижнего Новгорода - Пугачевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Винокуровой Н.С.
дело по апелляционной жалобе представителя Джаббаровой Р.Э.-к. по доверенности - Климиной И.В.
на решение Ленинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 24 июля 2015 года
по иску Джаббаровой Р.Э.-к. к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Н.Новгорода о признании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский капитал незаконным, обязании выдать сертификат,
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Н.Новгорода о признании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский капитал незаконным, обязании выдать сертификат. В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ года, Управлением пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода ей было отказано в выдаче государственного сертификата на получение материнского капитала в связи с рождением второго ребенка на основании п.1 ч.б ст. 5 ФЗ от 29. 12. 2006 года, т.е. в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Считает отказ ответчика в выдаче ей государственного сертификата на материнский капитал- незаконным, поскольку она, длительное время, проживает на территории РФ, а именно по адресу : "адрес"; имеет вид на жительство ; состоит в браке с гр. РФ; имеет двух несовершеннолетних детей, являющихся гражданами РФ, один из которых Казымова А.Г.-к., родилась ДД.ММ.ГГГГ года. В случае удовлетворения указанного требования просит обязать ответчика УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода, выдать ей государственный сертификат на материнский капитал.
Решением Ленинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 24 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований Джаббаровой Р.Э.-к. отказано.
В апелляционной жалобе представителя Джаббаровой Р.Э.-к. поставлен вопрос об отмене состоявшегося решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явилась, извещена надлежащим образом. Ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью представителя в другом процессе судебной коллегией оставлено без удовлетворения.
Представитель ответчика полагал состоявшееся решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГг. Джаббаровой Р.Э.-к. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Н.Новгорода с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" N256-ФЗ от 29.12.2006г.
С заявлением были представлены следующие документы: ксерокопия вида на жительство истицы, копия свидетельства о рождении Казымова А.Г.-к., копия свидетельства о рождении Казымова Р.Г.о.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Нижнего Новгорода письменно сообщило Джаббаровой Р.Э.-к. об отсутствии правовых оснований для принятия решения о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на том основании, что у истца отсутствует гражданство Российской Федерации, в связи с чем она не имеет права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, пришел к выводу о законности отказа в выдаче сертификата.
Данные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7), под защитой которого находятся семья, материнство и детство (статья 38, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей и предоставляет законодателю право определить виды такого обеспечения, его размеры, условия и порядок предоставления (статья 39, части 1 и 2).
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган).
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" ввел меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, в форме материнского (семейного) капитала.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлен круг субъектов, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
Таким образом, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в части 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" закрепил право граждан Российской Федерации на указанные меры государственной поддержки и с учетом особой, связанной с материнством, социальной роли в обществе предусмотрел приоритетное право женщин на их получение.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, право на получение материнского (семейного) капитала непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и носит временный характер, обусловленный как демографическими задачами, так и финансовыми возможностями государства, условия его предоставления определяются законодателем в рамках его компетенции (Определение от 3 марта 2015 года N431-О).
Из содержания приведенных выше положений Федерального закона N256-ФЗ следует, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", признает юридически значимым для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал наличие гражданства Российской Федерации как у самих детей, с рождением которых закон связывает возникновение права приобретения на дополнительные меры государственной поддержки, так и у их родителей, в первую очередь у матери.
Проанализировав изложенные нормы права в их системной взаимосвязи, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствие гражданства Российской Федерации у истца на момент рождения ею второго ребенка после 01 января 2007 года, исключает возможность признания за ней права на дополнительную меру государственной поддержки в виде государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Требования положений статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ судом первой инстанции не нарушены, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, не имеется. Таким образом, решение суда принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 24 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.