Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Таниной Н.А.,
судей Крайневой Н.А., Серова Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бреховой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,
на решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 27 июля 2015 года
гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области, федеральному государственному унитарному предприятию "Росспиртпром" о прекращении права оперативного управления, признании права собственности на недвижимое имущество.
Заслушав доклад судьи областного суда Таниной Н.А., пояснения прокурора ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ветлужского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области и ФГУП " Росспиртпром" о прекращении права оперативного управления и признании права собственности на недвижимое имущество, в обоснование требований указав, что при проведении проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства, регулирующего использование государственного и муниципального имущества, было установлено, что в распоряжением Правительства РФ от 16.08.2005 года N 1225-р в муниципальную собственность Ветлужского района передан ряд объектов жилищно-коммунального хозяйства, относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении ФГУП "Росспиртпром", в том числе артезианская скважина N, расположенная по адресу: "адрес". Решением Земского собрания Ветлужского района от 26.10.2005 года N 498 указанная артезианская скважина принята в муниципальную собственность. Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним право оперативного управления на артезианскую скважину зарегистрировано за ФГУП "Росспиртпром" 08.07.2005 года и до настоящего времени в нарушение указанного распоряжения Правительства РФ не прекращено, в связи с чем, муниципальное образование - Ветлужский муниципальный район не имеет возможности оформить на объект недвижимости право собственности и зарегистрировать его в ЕГРП в установленном порядке. Поскольку артезианская скважина является жизненно важным объектом ЖКХ и ее работоспособность влияет на повышение качества жизни населения муниципального образования, прокурор просил суд: прекратить право оперативного управления ФГУП "Росспитрпром" на объект недвижимости - артезианская скважина N, расположенный по адресу: "адрес" "адрес"; признать право собственности муниципального образования Ветлужский муниципальный район Нижегородской области на данное недвижимое имущество - артезианскую скважину N.
В судебном заседании прокурор ФИО8 требования поддержала.
Представитель ответчика - администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области ФИО9 иск признал.
Представитель ответчика ФГУП "Росспиртпром" в суд не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал.
Представители третьих лиц - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ОАО "Росспиртпром", ФГБУ "ФКП Росреестра" по НО в судебное заседание не явились.
Решением Ветлужского районного суда Нижегородской области от 27 июля 2015 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Судом постановлено: прекратить право оперативного управления федерального государственного унитарного предприятия "Росспитрпром" (федеральное казенное предприятие) на объект недвижимости - артезианская скважина N, расположенный по "адрес" "адрес" "адрес";
признать право собственности муниципального образования Ветлужский муниципальный район Нижегородской области на недвижимое имущество - артезианская скважина N, расположенное по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе представителем третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления по Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, противоречащего требованиям материального и процессуального права. В частности, заявитель указал, решение принято в отсутствие спора о праве, кроме того, суд фактически подменил процедуру передачи имущества из собственности публично-правого образования одного уровня в собственность публично-правового образования другого уровня, установленную ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ветлужского района Нижегородской области просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции стороны, третьи лица явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте слушания извещены заблаговременно надлежащим образом, что подтверждено почтовыми уведомлениями от 20.11.2015 г. о вручении повесток. От администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, остальные участники о причинах неявки суд не известили, об отложении судебного заседания не просили.
При указанных обстоятельствах, учитывая мнение прокурора и руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе Росимущества при данной явке.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч.1, 2 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16 августа 2005 г. Правительством РФ было принято распоряжение N 1225-р, которым принято предложение Земского Собрания Ветлужского района Нижегородской области и Минэкономразвития России, согласованное с Минсельхозом России и правительством Нижегородской области, о передаче в муниципальную собственность Ветлужского района Нижегородской области относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" (федеральное казенное предприятие) объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в "адрес"), согласно Приложению.
Росимуществу совместно с Россельхозом и администрацией Ветлужского района Нижегородской области дано указание обеспечить в установленном порядке передачу указанных в пункте 1 настоящего распоряжения объектов в муниципальную собственность.
Согласно Приложению к данному распоряжению в Перечень передаваемых в муниципальную собственность Ветлужского района Нижегородской области относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении ФГУП "Росспиртпром" объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в г. Ветлуге, вошла, в том числе, артезианская скважина N (инв. N 41). (л.д. 28).
26 октября 2005 года администрацией Ветлужского района Нижегородской области на основании указанного акта Правительства РФ принято распоряжение N 498, в соответствии с которым Комитету имущественных отношений администрации Ветлужского района предписано принять в муниципальную собственность Ветлужского района водонапорную башню, а также иные объекты жилищно-коммунального хозяйства, указанные в Постановлении Правительства РФ N1225-р от 16 августа 2005 г. (л.д. 27).
В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области артезианская скважина N числится в муниципальной собственности (л.д. 30), согласно сведений из ЕГРП за ФГУП "Росспиртпром" на данный объект зарегистрировано право оперативного управления (л.д. 31).
Прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц - жителей г. Ветлуги и муниципального образования Ветлужский муниципальный район, указала, что в связи с сохранением в ЕГРП регистрации права оперативного управления ФГУП "Росспиртпром" на артезианскую скважину N нарушаются права Ветлужского муниципального района на управление и распоряжение указанным объектом как муниципальной собственностью, а также на использование его для обеспечения и поддержания качества жизни населения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 173, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, правомерно указал на принятие признания иска ответчиками, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица о незаконности решения по мотиву удовлетворения иска в отсутствие спора о праве, а также в связи с подменой судом процедуры передачи имущества из государственной в муниципальную собственность, не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене оспариваемого судебного акта по следующим мотивам.
В соответствии с п. 1 ст. 212 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2 ст. 212 ГК РФ).
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (п. 3)
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 11 ст. 154 указанного Федерального закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что поименованное в распоряжении Правительства РФ от 16 августа 2005 года N 1225-р имущество, в том числе, артезианская скважина N, представляет собой объекты жилого фонда и инфраструктуры, предназначенной для его обслуживания.
В соответствии с подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решений в соответствии с передаточным актом.
С учетом приведенных норм Администрация Ветлужского района Нижегородской области была обязана принять в муниципальную собственность артезианскую скважину N на основании приведенного выше распоряжения Правительства РФ от 16 августа 2005 года N 1225-р.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, положения абзацев шестого, седьмого, девятнадцатого, двадцать третьего и двадцать седьмого части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в ранее принятых Конституционным Судом Российской Федерации и сохраняющих свою силу решениях, а также в настоящем Определении, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, что требует согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации.
При принятии Правительством РФ распоряжения N 1225-р от 16 августа 2005 года волеизъявление органа местного самоуправления Ветлужского района Нижегородской области было учтено.
Как следует из представленной прокурором переписки Администрации Ветлужского района НО с ФГУП "Росспиртпром", Министерством экономического развития РФ, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, Территориальным управлением Росимущества в Нижегородской области за период с 2010 по 2014 г.г., все последующие действия администрации Ветлужского района Нижегородской области после издания Правительством РФ распоряжения N 1225-р были направлены на принятие в муниципальную собственность спорного имущества и регистрацию права собственности на него, однако до настоящего времени регистрация этого права не произведена.
В соответствии с абз. 19 ч. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ, решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно абз. 21 ч. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
В соответствии с п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что на основании решения федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия собственника федерального имущества, имущество, находящееся в федеральной собственности передается в муниципальную собственность, принятое решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в отношении имущества, включенного в утвержденный перечень, является основанием для возникновения муниципальной собственности, а соответственно, для прекращения права оперативного управления, на имущество, находящееся во владении и пользовании соответствующего предприятия.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2005 года, то есть в соответствии с решением уполномоченного органа исполнительное власти, которое является действительным, никем не оспорено и не отменено, артезианская скважина N, находящаяся по адресу: "адрес", была передана в муниципальную собственность Ветлужского муниципального района Нижегородской области, и принята данным органом местного самоуправления в муниципальную собственность.
Так как собственник федерального имущества - артезианской скважины N правомерно изъял его у предприятия и передал в муниципальную собственность, следовательно, право оперативного управления ФГУП "Росспиртпром" на водонапорную башню в силу п. 3 ст. 299 ГК РФ прекращено, и возникло право муниципальной собственности на это имущество.
По приведенным основаниям, суд первой инстанции правомерно прекратил право оперативного управления на артезианскую скважину N за ФГУП "Росспиртпром", а также правомерно признал право муниципальной собственности на этот объект.
Как следует из материалов дела, возможность произвести регистрацию перехода права муниципальной собственности на артезианскую скважину N, находящуюся по адресу: "адрес", в установленном законом порядке у администрация Ветлужского района Нижегородской области отсутствует, поскольку в Едином государственном реестре прав не имеется записи о регистрации права собственности на этот объект за Российской Федерацией, а также имеется запись о регистрации права оперативного управления за ФГУП "Росспиртпром".
Согласно абз. 21 ч. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти является основанием для возникновения права муниципальной собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Исходя из содержания приведенных норм материального права и разъяснений по их применению, судебная коллегия приходит к выводу, что спор о праве в рамках предъявленного прокурором иска существует, в ходе его разрешения суд проверил правомерность существования зарегистрированного права оперативного управления за ФГУП "Росспиртпром" на водонапорную башню при наличии действующего распоряжения Правительства РФ от 16 августа 2005 года о передаче этого имущества в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не содержащей фактов и доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, а потому - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 27 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.