Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Нижегородцевой И.Л., Пятовой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем """
рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Черникова Максима Валерьевича
на решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 28 августа 2015 года
гражданское дело по иску Черникова Максима Валерьевича к территориальному отделу N2 Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения", к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" о признании права на получение жилья, признании решения N "" от "" г. незаконным, обязании устранить допущенное нарушение,
заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения Черникова М.В., представителя истца по доверенности Андреевой С.В.
УСТАНОВИЛА:
Истец Черников М.В. обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение жилья, признании решения N "" от """. незаконным, обязании устранить допущенное нарушение, в обоснование с учетом принятых судом изменений исковых указав следующее.
Черников М.В. является офицером запаса, проходил военную службу в воинской части N "" (Забайкальский край), был уволен с военной службы приказом командира N " от """". - по состоянию здоровья (пп.б п.3 ст.51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно выписке из приказа, выслуга лет в ВС РФ составляет "" "" 11 месяцев " дней, льготная - """
В абзаце 2 выписки указано: """ г. исключить из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направить на воинский учет в ВК г.Нижнего Новгорода (в связи с избранием г.Нижнего Новгорода постоянным местом жительства).
Предоставленное Черникову М.В. на период службы служебное жилое помещение было сдано им по месту службы, о чем имеется справка Оловянинской КЭЧ Сибирского военного округа.
Черников М.В. указывает, что имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ "О статусе военнослужащих", что подтверждается удостоверением на право пользования льготами, выданным Войсковой частью N """ Министерства обороны РФ.
После увольнения с военной службы, прибыв в г.Нижний Новгород, начиная с """. по """. Черников М.В. неоднократно обращался в военный комиссариат Советского района г.Нижнего Новгорода с заявлением о постановке на учет в качестве военнослужащего, уволенного в запас по состоянию здоровья, нуждающегося в жилом помещении.
Однако Черникову М.В. было отказано в приеме заявлений ввиду того, что его личное дело в военный комиссариат еще не поступало.
Личное дело Черникова М.В. поступило в военный комиссариат Советского района г.Нижнего Новгорода "". (справка N """). Однако Военный комиссариат вновь отказал Черникову М.В. в постановке на учет для получения жилья в связи с тем, что с """ г. вопросы постановки на учет перешли в ведение администрации Советского района г.Нижнего Новгорода (орган исполнительной власти).
С этого времени Черников М.В. обращался в администрацию Советского района г.Нижнего Новгорода с заявлениями о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако в рассмотрении указанных заявлений Черникову М.В. было отказано без составления распорядительного документа.
В ответ на последнее обращение Черникова М.В. в администрацию Советского района г.Нижнего Новгорода от "". о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях администрация издала распоряжение от "". N""" которым отказала Черникову М.В. в принятии на учет для получения жилья.
Данное распоряжение было обжаловано Черниковым М.В. в суд, однако решением суда в удовлетворении требований Черникова М.В. было отказано. Вместе с тем, в апелляционном определении Нижегородского областного суда было указано, что Черников М.В. избрал ненадлежащий способ защиты права.
Вновь обращаясь в суд, Черников М.В. указал, что он имеет право на обеспечение жильем федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом МО РФ N 1280 от 30.09.2010г.
""". Черников М.В. подал заявление о предоставлении жилья в Территориальный отдел N2 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения".
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" является подразделением Министерства обороны РФ, специально созданным для решения жилищных вопросов военнослужащих.
Решением N "" от """. Черникову М.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что на момент обращения заявитель уже не является военнослужащим. Данное решение подписано консультантом 2 отдела Квашниным И.В.
Заявитель указывает, что все время после увольнения с воинской службы он временно прописан по адресу: """ Указанная квартира принадлежит на праве собственности его матери Черниковой Г.П. и сестре Черниковой И.В., которые также проживают по указанному адресу.
На основании изложенного просил признать за ним право на получение жилья в порядке ст.15 Закона "О статусе военнослужащих", признать решение N """ от """. незаконным, обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" устранить нарушение его права на получение жилья.
В судебном заседании истец Черников М.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дал пояснения по существу заявленных требований.
Представители ответчиков - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения", территориального отдела N2 ФГКУ "Запад-регионжилье", а также ответчик Квашнин И.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ранее представители территориального отдела N 2 и ФГКУ "Западрегионжилье" представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором просили оставить его без удовлетворения, также просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Советского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 28 августа 2015 года постановлено: Исковые требования Черникова Максима Валерьевича к территориальному отделу N 2 Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения", к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" о признании права на получение жилья, признании решения N "" от """" г. незаконным, обязании устранить допущенное нарушение, оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Черникова М.В.
поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Черников М.В. является офицером запаса. Проходил военную службу в воинской части "" (Забайкальский край). Досрочно уволен в запас по ст.34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" приказом командира войсковой части N62346 N"" от """. - по состоянию здоровья (пп.б п.3 ст.51 данного закона).
"""". Черников М.В. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в ВК г.Нижнего Новгорода.
Согласно выписке из приказа, выслуга лет в ВС РФ истца составляет """, льготная - """"
Личное дело Черникова М.В. поступило в военный комиссариат Советского района г.Нижнего Новгорода по избранному им месту жительства """
Черников М.В. имеет удостоверение на право пользования льготами (л.д.9).
За период прохождения службы истец был обеспечен жилой площадью, которую при увольнении в запас сдал согласно представленным справкам о сдаче жилого помещения.
В настоящее время Черников М.В. временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: """", в жилом помещении не принадлежащем ему на праве собственности.
На обращения Черникова М.В. в администрацию Советского района г.Нижнего Новгорода о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении заявителю отказано.
Решением Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от ""г. в удовлетворении требований Черникова М.В. к администрации Советского района г.Нижнего Новгорода о признании недействительным распоряжения от """. N""" об отказе в принятии Черникова М.В. на учет нуждающихся в жилом помещении отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от """. решение оставлено без изменения.
""". истец обратился в территориальный отдел N"" ФГКУ "Западрегионжилье" с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением консультанта "" отдела N "" от """. истцу в постановке на учет отказано в связи с тем, что последний не являясь военнослужащим на дату обращения, утратил право на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по линии Министерства обороны РФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Черникова М.В. не согласившегося с указанным решением жилищного органа, суд первой инстанции не правильно применил нормы права, регулирующие спорные отношения.
Военнослужащие, в том числе и Черников М.В., относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ "О статусе военнослужащих" и нормативные правовые акты, устанавливающие конкретные формы реализации таких гарантий.
В соответствии со ст.15 п.1 абз.3 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ)
В соответствии со ст.15 п.13 и 14 ФЗ "О статусе военнослужащих" Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих (п.13). Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (п.14).
В соответствии с п.3 ст.6 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
В указанных Правилах учета урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подп. "и" п.7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Доказательством избрания Черниковым М.В. места жительства является удостоверение на право пользования льготами (л.д.9), а также приказ об увольнении с направлением Черникова М.В. на воинский учет в ВК Н.Новгорода (л.д.8)
После увольнения с военной службы, прибыв в г.Нижний Новгород, начиная с "". по """. Черников М.В. неоднократно обращался в военный комиссариат Советского района г.Нижнего Новгорода с заявлением о постановке на учет в качестве военнослужащего, уволенного в запас по состоянию здоровья, нуждающегося в жилом помещении.
Черникову М.В. было отказано в приеме заявлений ввиду того, что его личное дело в военный комиссариат еще не поступало.
Личное дело Черникова М.В. поступило в военный комиссариат Советского района г.Нижнего Новгорода """. (справка N """). Военный комиссариат отказал Черникову М.В. в постановке на учет для получения жилья в связи с тем, что с """. вопросы постановки на учет перешли в ведение администрации Советского района г.Нижнего Новгорода (орган исполнительной власти).
В соответствии с п.п.13 и 14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом пунктом 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.
В связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004г. N122-ФЗ данная норма была изменена.
Правительство РФ постановлением от 6 сентября 1998г. N1054 утвердило соответствующие Правила.
Нормы, содержащихся в Правилах, соответствуют редакции ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей до 1 января 2005г.
Решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09 нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, признаны противоречащими закону и в силу ст. 120 Конституции РФ части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ применению не подлежат.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от """. оставлено без изменения решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 20 июня 2013 года которым отказано в удовлетворении требований Черникова М.В. к администрации Советского района г.Н.Новгорода о признании недействительным распоряжения, обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судебной коллегией указано, что надлежащим органом, в который должен обратиться военнослужащий с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является федеральный орган исполнительной власти, где проходила соответствующая служба военнослужащего (л.д.69)
Как следует из материалов дела, невозможность своевременной реализации предоставленного Черникову М.В. права на обеспечение жилым помещением была вызвана изменением законодательства после 01 января 2005 года.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, если новое регулирование явно помешало проходившим в момент его принятия судебным разбирательствам, то оно представляет угрозу нарушения права на справедливое судебное разбирательство, закрепленного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Постановление от 28 октября 1999 года по делу "Зелински (Zielinski) и Прадаль (Pradal) и Гонсалес (Gonzalez) и другие против Франции"). Как указал Европейский Суд по правам человека, если введение в действие закона в период рассмотрения дела делает дальнейшее продолжение разбирательства беспредметным, этим нарушается принцип равенства сторон, поскольку государство защищает одну из них (фактически же - само себя) с момента изменения законодательства; законодательное вмешательство, которое окончательно и с обратной силой предрешает рассмотрение споров по существу в судах, не может быть оправдано неотложными основаниями, представляющими общий интерес, и нарушает статью 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статью 1 Протокола N 1 к ней применительно к соответствующим имущественным отношениям (Постановления от 9 января 2007 года "Арнолен (Arnolin) и другие и 24 других дела против Франции", "Обер (Aubert) и другие и 8 других дел против Франции" и др.).
Суд первой инстанции отказывая в исковых требованиях Черникова М.В. не учел положения законов, гарантирующих
военнослужащим предоставление жилых помещений, а также то, что в ином порядке Черников М.В. реализовать свое право не имеет возможности.
Согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) районов с ведением списков очередников, карточек учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учета.
Указанные органы располагают всей необходимой информацией (имеют возможность ее получить) для решения вопроса о признании увольняемого с военной службы военнослужащего нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий), в том числе и по избранному им месту жительства.
Согласно Приказу Министра обороны РФ от 03.11.2010г. N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах РФ", ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ является специализированной организацией Министерства обороны. Согласно распоряжению Правительства РФ от 29.03.2012г. N422-р вместо ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ создано Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Действующая редакция п.14 ст.5 ФЗ "О статусе военнослужащих" содержит положение, согласно которому порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в данном пункте, определяется Правительством РФ.
Вместе с тем другого порядка, кроме изложенного в Правилах, до настоящего времени не определено. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения прав граждан, установленных федеральным законом.
По указанным основаниям решение суда первой инстанции как незаконное подлежит отмене, а исковые требования Черникова М.В. - удовлетворению частично с возложением обязанности на территориальный отдел N2 ФГКУ "Западрегионжилье" признать Черникова Максима Валерьевича нуждающимся в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства в Нижнем Новгороде.
Руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 28 августа 2015 года
отменить.
Принять по делу новое решение. Исковые требования Черникова удовлетворить частично.
Признать незаконным решение N""" от """ года территориального отдела N2 ФГКУ "Западрегионжилье" об отказе в принятии Черникова Максима Валерьевича на учет нуждающихся в жилых помещениях. Возложить обязанность на территориальный отдел N2 ФГКУ "Западрегионжилье" признать Черникова Максима Валерьевича нуждающимся в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства в Нижнем Новгороде.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.