Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Сокуровой Ю.А. судей: БашаркинойН.Н., СтарковойА.В.,
при секретаре судебного заседания Игнатьеве С.В.,
с участием:Хайдаровой М.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи БашаркинойН.Н. дело
по апелляционной жалобе Администрации г. Н.Новгорода
на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 04июня2015 года
по иску Хайдаровой МЗ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Гасановой ЭЭ, Шикаловой ЭА Шикалова РР к Администрации города Нижнего Новгорода, администрации Канавинского района г.Н.Новгорода о признании незаконным отказа о включении в сводный список на получение субсидий на строительство или приобретение жилья, признании права на получение субсидий, возложении обязанности предоставить субсидии на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛА:
Хайдарова М.З., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Гасановой Э.Э., Шикаловой Э.А., Шикалова Р.Р., обратились в суд с иском к Администрации г. Н.Новгорода, Администрации Канавинского района г. Н.Новгорода, с учетом измененных в порядке ст.39Гражданского процессуального кодекса РФ требований просили, признать незаконным решение Администрации г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во включении в сводный список на предоставление безвозмездных субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета, признать за истцами права на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета, обязать Администрацию г.Н.Новгорода включить истцов в сводный список на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета, возложить на Администрацию г. Н.Новгорода обязанность выдать истцам свидетельство о выделении субсидий на приобретение жилья.
В обоснование заявленных исковых требований указали, что ХайдароваМ.З. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время работала в различных муниципальных учреждениях, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в МАОУ гимназия N в должности уборщицы. Хайдарова М.З. и ее несовершеннолетняя дочь ГЭЭ зарегистрированы по адресу: "адрес", д. "адрес" Cобственниками данного жилого помещения являются Бедреддиновы, членами семьи которых истцы не являются.
Шикалова Э.А. (старшая дочь истицы) и ее несовершеннолетний сын Шикалов Р.Р. зарегистрированы по адресу: "адрес".
Фактически истцы проживают по адресу: г.Н.Новгород, "адрес"
Не имея в собственности никакого жилья, постоянно проживая на территории г. Н.Новгорода, на протяжении длительного периода времени работая в муниципальной организации, Хайдарова М.З. обратилась в отдел по учету жилья и реализации жилищных программ Администрации Канавинского района г. Н.Новгорода с заявлением о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако, Администрацией г.Н.Новгорода было отказано во включении в сводный список.
Истцы считают данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку факт того, что они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий уже установлен вступившим в законную силу решением Канавинского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ. Истцы поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в Администрации Канавинского района г.Н.Новгорода.
На основании изложенных обстоятельств просили заявленные требования удовлетворить.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 04июня2015 года признано незаконным постановление Администрации г.Н.Новгорода N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в сводный список на предоставление субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета ХайдаровойМ.З.
Признано за Хайдаровой М.З. и Гасановой Э.Э. право на включение в сводный список на предоставление субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета.
Возложена на Администрацию г. Н.Новгорода обязанность включить Хайдарову М.З., Гасанову Э.Э. в сводный список на предоставление субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета.
В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
В иске Шикаловой Э.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Шикалова Р.Р. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация г. Н.Новгорода просит отменить указанное решение суда как незаконное и необоснованное.
Как указывает заявитель, истцы имеют постоянную регистрацию на территории Нижегородской области, на территории г. Н.Новгорода не зарегистрированы. Таким образом, г. Н.Новгород не является постоянным местом жительства истцов. Доказательства, свидетельствующие об ином в материалы дела не представлены.
Так как г. Н.Новгород не является постоянным местом жительства истцов, решением Комиссии по жилищным вопросам обоснованно отказано во включении в сводный список граждан на предоставление субсидии (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе,заслушав Хайдарову М.З., судебная коллегия приходит к следующему.
Сторонами решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований не оспаривалось, в связи с чем судебная коллегия находит возможным в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ проверить законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает перечень оснований признания гражданина нуждающимся.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ предоставление гражданам жилья по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде регулируется ч. 2 данной статьи. При этом должны быть соблюдены следующие условия: 1. признание гражданина малоимущим 2.признание гражданина нуждающимся в жилом помещении (ст. 51) 3.проживание в данном населенном пункте.
Из материалов дела следует, что на заседании Комиссии по рассмотрению заявлений граждан на предоставление безвозмездной субсидии (социальной выплаты) из городского бюджета Администрация г.Н.Новгорода ДД.ММ.ГГГГ Хайдаровой М.З. было отказано во включении в сводный список на предоставление субсидий граждан и членов их семьи в соответствии с п.3.9.4 Положения, как несоответствующей требованиям, предусмотренным разделом 2 Положения, а именно: не являющейся нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, указанным в п.2.1.1 Положения (л.д.8, 24).
Данное решение Комиссии было утверждено постановлением администрации г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 24).
Постановлением городской Думы г.Н.Новгорода от 16.06.2004 N 35 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета (далее Положение).
В соответствии с п.2 1 Положения, право на получение субсидии за счет средств городского бюджета имеют работники муниципальных учреждений г.Н.Новгорода, органов местного самоуправления г.Н.Новгорода, а также пенсионеры, работавшие в вышеуказанных организациях, отвечающие требованиям изложенным в разделе 2 Положения.
Согласно п. 2.1.1. применительно к настоящему Положению под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются граждане, отвечающие одному из перечисленных ниже требований.
а) вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Нижнем Новгороде до 1 марта 2005 года и сохранившие основания состоять на таком учете в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации";
б) признанные нуждающимися в жилых помещениях после 01марта2005года по месту их постоянного жительства в городе Нижнем Новгороде по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
в) включенные в списки на получение субсидии в порядке, предусмотренном постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2005 N 53 "Об утверждении Положения о порядке и условиях выдачи работникам городской бюджетной сферы субсидии на приобретение жилья за счет средств городского бюджета" (далее - постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2005 N53) на момент вступления в силу решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 12.12.2012 N 205 "О внесении изменений в постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.06.2004 N35 "О Положении о порядке и условиях предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета" (далее - решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 12.12.2012 N 205) и признанные нуждающимися в жилых помещениях по месту их постоянного жительства в городе Нижнем Новгороде по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно п. 2.1.2 Положения, право на получение субсидии имеют лица, проработавшие в указанных организациях непрерывно не менее трех лет подряд перед подачей заявления о предоставлении субсидии; пенсионеры - не менее десяти лет непосредственно перед выходом на пенсию. В указанный срок не включается время нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Периоды работы до и после отпуска по уходу за ребенком суммируются.
В силу п. 2.1.3. Положения, право на получение субсидии имеют лица, подавшие заявление о предоставлении субсидии в соответствии с настоящим Положением. В соответствии с п. 2.1.4. Положения на получение субсидии могут претендовать лица, не получавшие ранее безвозмездную субсидию либо не использовавшие иные формы возмездного льготного финансирования (кредитования) из городского, областного или федерального бюджетов.
Не допускается предоставление субсидии гражданам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Нижнем Новгороде до 1 марта 2005 года, без членов семьи, состоящих совместно с гражданином на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3.11 Положения.
Согласно п. 2.3. Положения, требования, предусмотренные подпунктами 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4 настоящего пункта, распространяются также на членов семьи гражданина.
Из решения Канавинского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на момент подачи заявления в Администрацию Канавинского района г.Н.Новгорода о признании семьи Хайдаровой М.З. нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянным местом жительства заявителей является г.Н.Новгород, "адрес", N
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанным решение суда установлен факт проживания истцов Хайдаровой М.З. и Гасановой Э.Э. на территории г.Н.Новгорода. Решение Канавинского районного суда г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ является преюдициальным при рассмотрении данного спора. При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы, согласно которому истица Хайдарова М.З. не подтвердила факт ее постоянного проживания на территории г. Н.Новгорода, отклоняется судебной коллегией за необоснованностью.
Кроме того судом правильно установлено, что Хайдарова М.З. обратилась в Администрацию Канавинского района г.Н.Новгорода с заявлением о признании ее семьи из 2-х человек (она и ее несовершеннолетняя дочь ГЭЭ) нуждающимися в улучшении условий с целью принятия участия в соответствии с Положением. В указанном заявлении Шикалова Э.А. и ее несовершеннолетний сын ШикаловР.Р. как члены семьи Хайдаровой М.З. указаны не были (л.д.50).
Распоряжением администрации "адрес" г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ N-р семья Хайдаровой М.З. из 2-х человек (она и дочь ГЭЭ) были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с Положением (л.д. 14).
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения сторон, указанными выше, пришел к правильному выводу, что постановление Администрации г.Н.Новгорода N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ХайдаровойМ.З. во включении ее и дочери Гасановой Э.Э., как члена семьи, в сводный список на предоставление субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета является незаконным. Данный вывод судебной коллегией признается обоснованным, так как ХайдароваМ.З. относится к категории лиц, имеющих право на получение субсидии за счет средств городского бюджета.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, что не может являться основанием к отмене судебного решения.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 04июня2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Н.Новгорода - безудовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.