Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Мироновой Н.В.
судей Кузьмичева В.А., Ионовой А.Н.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 13 июля 2015 года по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области о признании права собственности на недвижимое имущество.
Заслушав доклад судьи Кузьмичева В.А., объяснения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области ФИО6, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО7, судебная коллегия,
установила:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области о признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование иска указано следующее. Прокуратурой Ветлужского района Нижегородской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, регулирующего использование государственного и муниципального имущества. При проведении проверки установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2005 года N 1225-р в муниципальную собственность Ветлужского района переданы объекты жилищно-коммунального хозяйства, относящиеся к федеральной собственности и находящиеся в оперативном управлении ФГУП "Росспиртпром", в т.ч. сети теплоснабжения, расположенные по адресу: "адрес" (бывшая территория спиртзавода).
Решением земского собрания "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N сети теплоснабжения приняты в муниципальную собственность, однако в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права не зарегистрированы.
В связи с этим муниципальное образование Ветлужский муниципальный район не имеет возможности в полной мере управлять и распоряжаться указанным объектом недвижимости как муниципальной собственностью для решения вопросов местного значения, что может повлиять на жизнеобеспечение населения.
Прокурор просил суд признать право собственности муниципального образования Ветлужский муниципальный район Нижегородской области на недвижимое имущество - сети теплоснабжения, расположенные по адресу: "адрес" (бывшая территория спиртзавода), и обязать администрацию Ветлужского муниципального района поставить на кадастровый учет указанное недвижимое имущество и обратиться в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о регистрации права собственности.
Представитель администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, иск признает в полном объеме заявленных требований.
Решением Ветлужского районного суда Нижегородской области от 13.07.2015 года постановлено:
Признать право собственности муниципального образования Ветлужский муниципальный район Нижегородской области на недвижимое имущество - сети теплоснабжения, расположенные по адресу: 606860, "адрес" (бывшая территория спиртзавода).
Обязать администрацию Ветлужского муниципального района Нижегородской области поставить на кадастровый учет недвижимое имущество - сети теплоснабжения, расположенные по адресу: 606860, "адрес" (бывшая территория спиртзавода) и обратиться в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о регистрации права собственности на него.
В апелляционной жалобе третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в иске. Заявитель жалобы указывает, что подача иска прокурором о признании права муниципальной собственности подменят процедуру, установленную законом. Полагает, что в данном случае отсутствует спор о праве, так как администрация Ветлужского района Нижегородской области иска не предъявляла.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ветлужского района Нижегородской области просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области ФИО6 требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, просила решение суда отменить.
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО7 с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение законным и обоснованным.
Проверив представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Правительством РФ было принято распоряжение N-р о принятии предложения Земского Собрания Ветлужского района Нижегородской области и Минэкономразвития России, согласованного с Минсельхозом России и правительством Нижегородской области, о передаче в муниципальную собственность Ветлужского района Нижегородской области относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" (федеральное казенное предприятие) объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в г. Ветлуге (Ветлужский район Нижегородской области), согласно Приложению.
Росимуществу совместно с Россельхозом и администрацией Ветлужского района Нижегородской области дано указание обеспечить в установленном порядке передачу указанных в пункте 1 настоящего распоряжения объектов в муниципальную собственность (пункт 2 распоряжения Правительства РФ от 16 августа 2005 года N 1225-р).
В соответствии с Приложением к указанному выше распоряжению Правительства РФ в Перечень передаваемых в муниципальную собственность Ветлужского района Нижегородской области относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении ФГУП "Росспиртпром" объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в г. Ветлуге, вошли шесть жилых домов, общей площадью "данные изъяты" а также инженерные коммуникации: химводоочистка, артезианская скважина, сети теплоснабжения протяженностью "данные изъяты" сети водоснабжения протяженностью "данные изъяты" а также водонапорная башня (инвентаризационный N).
Администрацией Ветлужского района Нижегородской области было принято распоряжение N, в соответствии с которым Комитету имущественных отношений администрации Ветлужского района предписано принять в муниципальную собственность Ветлужского района водонапорную башню, а также иные объекты жилищно-коммунального хозяйства, указанные в Постановлении Правительства РФ N 1225-р от 16 августа 2005 года (л.д. 8).
В судебном заседании суда первой инстанции ответчик иск признал.
Суд, удовлетворил иск, при этом, в мотивировочной части решения, правомерно, руководствуясь статьей 198 часть 4 ГПК РФ, указал на принятие признания иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры передачи имущества из собственности РФ в муниципальную собственность, а также подмены предъявлением иска в суд о признании права муниципальной собственности указанной процедуры, судебной коллегией во внимание не принимается, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 27.11.2004" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что поименованное в распоряжении Правительства РФ от 16 августа 2005 года N 1225-р имущество, в том числе сети водоснабжения, представляет собой объекты жилого фонда и инфраструктуры, предназначенной для его обслуживания.
В соответствии с подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в пункте 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решений в соответствии с передаточным актом.
С учетом приведенных норм у администрации Ветлужского района Нижегородской области возникла обязанность принять в муниципальную собственность тепловые сети на основании распоряжения Правительства РФ от 16 августа 2005 года N 1225-р.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, положения абзацев шестого, седьмого, девятнадцатого, двадцать третьего и двадцать седьмого части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в ранее принятых Конституционным Судом Российской Федерации и сохраняющих свою силу решениях, а также в настоящем Определении, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, что требует согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что волеизъявление органа местного самоуправления при принятии Правительством РФ распоряжения от 16 августа 2005 года было учтено.
Все последующие действия администрации Ветлужского района Нижегородской области были направлены на принятие в муниципальную собственность спорного имущества, так как существует объективная необходимость передачи спорного имущества из федеральной собственности для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий.
В соответствии с абзацем 19 п. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 21 п. 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что на основании решения федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия собственника федерального имущества, имущество, находящееся в федеральной собственности передается в муниципальную собственность, принятое решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в отношении имущества, включенного в утвержденный перечень, является основанием для возникновения муниципальной собственности, а соответственно, для прекращения права оперативного управления, на имущество, находящееся во владении и пользовании соответствующего предприятия.
Из материалов дела следует, что на основании решения Правительства РФ от 16 августа 2005 года, то есть на основании решения уполномоченного органа исполнительное власти, которое является действительным, никем не отменено и не оспорено, сети водоснабжения были переданы в муниципальную собственность Ветлужского муниципального района Нижегородской области, и приняты данным органом местного самоуправления в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Начиная с августа 2005 года, администрация Ветлужского муниципального района Нижегородской области не может произвести государственную регистрацию права собственности на тепловые сети, то есть государством до настоящего времени не подтверждено возникновение у органа местного самоуправления права муниципальной собственности на тепловые сети.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 13 июля 2015 года является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 13 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.