Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Таниной Н.А., судей Крайневой Н.А., Серова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Брёховой Е.В.,
с участием прокурора Ч.А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 11 августа 2015 года
по иску Нижегородского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действующего в интересах К.Л.И., о признании решения Комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области незаконным, признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Серова Д.В.,
УСТАНОВИЛА:
Нижегородский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действующий в интересах К.Л.И., обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, признании права на присвоение звания "Ветеран труда". В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению работника ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова" К.Л.И. В ходе проверки установлено, что К.Л.И. работает в должности инженера ФГУП "ФНПЦ НИИИС им.Ю.Е. Седакова". Общий трудовой стаж К.Л.И. составляет более 26 лет. На основании приказа Госкорпорации "Росатом" N/к от 11 августа 2009 г. "О награждении ведомственным знаком отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" К.Л.И. награждена знаком отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности". В связи с этим К.Л.И. обратилась в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Письмом от 13 апреля 2015 года N К.Л.И. уведомлена о том, что решением областной комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области со ссылкой на протокол заседания от 02 апреля 2015 года ей было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что представленная награда не соответствует наградам, выдаваемым по решению органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации либо от их имен, а также федеральных органов государственной власти.
По мнению прокурора, решение комиссии является незаконным, поскольку с момента упразднения Федерального агентства по атомной энергии на переходный период Государственная корпорация продолжает осуществлять функции федерального органа исполнительной власти, и, награждая К.Л.И. в 2009 году знаком отличия в труде, Государственная корпорация "Росатом" фактически была наделена полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное регулирование использованием атомной энергии в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 1995 года N170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Федерального закона от 01 декабря 2007 года N317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Кроме этого, согласно Положению "О награждении знаком отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности", принятому в соответствии с Приказом Госкорпорации "Росатом" от 29 февраля 2012 года N-П, решения о награждении принимаются в порядке реализации полномочий Российской Федерации в порядке правопреемства на переходный период, определенный ст.38 Федерального закона N317-ФЗ. Ранее изданные приказы Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" о награждении знаком отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" работников считаются действующими. Следовательно, награда, присвоенная К.Л.И. Государственной корпорацией "Росатом" относится к ведомственным знакам отличия в труде. Непризнание министерством знака отличия в труде Госкорпорации "Росатом" ведомственным знаком при решении вопроса о присвоении К.Л.И. звания "Ветеран труда", не соответствует принципам, вытекающим из норм Конституции Российской Федерации, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав. На этом основании прокурор, действующий в интересах К.Л.И., изменявший заявленные требования, окончательно просил суд: признать незаконным решение комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области от 02 апреля 2015 года N3 в части отказа в присвоении звания "Ветеран труда" К.Л.И.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 11 августа 2015 года требования удовлетворены. Постановлено:
Признать незаконным решение заседания комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, оформленное протоколом от 02 апреля 2015 года N3, об отказе в присвоении К.Л.И. звания "Ветеран труда".
Возложить на комиссию по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области обязанность повторно рассмотреть вопрос о присвоении К.Л.И. звания "Ветеран труда".
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Нижегородской области просит об отмене решения как незаконного и необоснованного, указывая на несоответствие выводов суда нормам материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, либо их представители в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и заблаговременно, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении судебных извещений.
Учитывая положения ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку имеются сведения их надлежащего извещения в соответствии с нормами главы 10 ГПК РФ.
Заслушав объяснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, поскольку оно вынесено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором на основании обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Федеральный закон от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" регулирует правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 2 пункта 1 статьи 7), устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами (пункт 2 статьи 10, статья 22), предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).
На основании п.2 ч.1, ч.2.1 ст.3 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 N 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов" к ветеранам труда, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, относятся лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Правительством Нижегородской области.
Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006г. N 203 (далее - Положение) создана комиссия по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области (далее - комиссия). При этом истцом, ответчиком и третьим лицом в суде по вопросам, связанным с исполнением решений комиссии, является министерство социальной политики Нижегородской области (п.8 Положения).
На основании п.1 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства на территории Нижегородской области.
Согласно пп."а" п.2 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается, в том числе лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж для назначения пенсии по старости или за выслугу лет не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, исчисленный в календарном порядке.
Пунктами 3, 7 Положения предусмотрено, что лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают документы через государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" по месту жительства заявителя, а государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" направляют в комиссию по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области списки граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" с заверенными копиями документов, подтверждающих основания для присвоения звания "Ветеран труда".
В силу пп."а" п.4 Положения лица, указанные в пп."а" п.2 Положения, представляют документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде по решению органов государственной власти СССР, РСФСР, а также от их имени, либо федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что комиссия в срок не позднее 10 рабочих дней рассматривает документы граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", и принимает решение о подготовке проекта распоряжения Губернатора Нижегородской области о присвоении звания "Ветеран труда" по каждому рассмотренному заявлению либо, в случае несоответствия представленных документов на присвоение звания "Ветеран труда" действующему законодательству, в том числе несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 4, 5 настоящего Положения, об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
По поручению комиссии министерство социальной политики Нижегородской области готовит письменное уведомление гражданину об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", которое в срок не позднее 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения направляется заявителю, а копия - государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление социальной защиты населения".
Как следует из материалов дела и установлено судом, К.Л.И. работает в должности инженера ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова", ее общий трудовой стаж составляет более 25 лет.
На основании приказа Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" N/к от 11 августа 2009 года "О награждении ведомственным знаком отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" К.Л.И. награждена знаком отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности".
Впоследствии К.Л.И. обратилась в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Письмом от 13 апреля 2015 года К.Л.И. уведомлена, что решением заседания комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, оформленным протоколом от 02 апреля 2015 года N3, ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку представленная награда не соответствует наградам, выдаваемым по решению органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации либо от их имен, а также федеральных органов государственной власти, об оспаривании которого поставлен вопрос в предъявленном заявлении.
Таким образом, Министерством социальной политики Нижегородской области истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Однако, при решении вопроса о наличии оснований для присвоения истице звания "Ветеран труда", комиссией не учтено, что согласно пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации N 314 от 09.03.2004 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное агентство по атомной энергии являлось федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Федеральное агентство по атомной энергии упразднено.
Согласно ст.20 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" государственное управление использованием атомной энергии осуществляют федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
Согласно ч.6 ст.6 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии на переходный период корпорации передаются в том же объеме и на тех же условиях права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика, предусмотренные государственным оборонным заказом, федеральными целевыми программами, межгосударственными программами, федеральной адресной инвестиционной программой, государственным заказчиком по которым определено Федеральное агентство по атомной энергии, а также полномочия по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, права награждать ведомственными знаками отличия в труде работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
В силу ст.38 указанного Федерального закона переходный период определен со дня вступления данного закона в силу, но не позднее чем до 1 января 2015 года.
Согласно п.4.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 N 203, при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются награды, решение о награждении которыми принято коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных и Всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, патенты или авторские свидетельства, дипломы и иные поощрения, свидетельствующие о квалификации работника, подтверждающие ученое, спортивное звание или степень, за участие или победу в конкурсах, выставках, спортивных и иных соревнованиях.
Вместе с тем, Госкорпорации "Росатом" были переданы функции упраздненного Федерального агентства по атомной энергии и, соответственно, право учреждать знаки отличия и награждать ими работников корпорации, организаций корпорации и иных организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
Приказом Федерального агентства по атомной энергии от 06.04.2005 N 174 учрежден знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" и Положение о данном знаке отличия, в соответствии с которым награждение этим знаком отличия в труде производится приказом руководителя агентства по согласованию с ЦК РПРАЭП.
Таким образом, до образования Госкорпорации "Росатом" знаком "Ветеран атомной энергетики и промышленности" награждало Федеральное агентство по атомной энергии, данный знак признавался ведомственным наградам и являлся основанием для присвоения награжденному лицу звания "Ветеран труда".
Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" приняты Положения о знаке отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" (приказ от 29.02.2012 N-П, приказ от 03.06.2014 N-НПА).
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что с 20 марта 2008 года - даты упразднения Федерального агентства по атомной энергии на переходный период до 01 января 2015 года Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", являлась уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии в соответствии с главой IV Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии, равнозначной в своих правах и функциях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, следовательно, знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" полностью соответствует критериям ведомственной награды, учрежденной органом, имеющим в соответствии с федеральным законодательством полномочия принимать такие решения.
Награждая истицу 11.08.2009г. знаком отличия в труде, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" была наделена полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное регулирование использованием атомной энергии в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
При таких обстоятельствах являются обоснованными выводы суда первой инстанции, что знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности", присвоенный истцу Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", относится к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем, имеются законные основания для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным оспариваемого отказа.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора в указанной части суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального права и установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о том, что знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности" не является ведомственным знаком отличия, судебная коллегия отклоняет как необоснованные, поскольку такие доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Признав незаконным отказ в присвоении К.Л.И. звания "Ветеран труда" суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о присвоении К.Л.И. звания "Ветеран труда".
Доводы о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела и апелляционной жалобы усматривается, что министерство социальной политики Нижегородской области о судебном заседании, назначенном на 11.08.2015г., было извещено 06.08.2015г., то есть в срок достаточный для подготовки и явки в суд.
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции
Выводы суда первой инстанции мотивированы и доводами апелляционной жалобы не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 11 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.