Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи А.В. Иванова,
судей: Е.В. Кулаевой, И.В. Сысаловой,
при секретаре Т.Г. Кривчиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску П.А.С., действующей в интересах несовершеннолетнего П.А.С., к Правительству Нижегородской области, администрации г. Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения,
по иску прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода в интересах П.А.С. к администрации г. Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения,
по апелляционным жалобам администрации г. Нижнего Новгорода, П.А.С., действующей в интересах несовершеннолетнего П.А.С., на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 января 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично,
при участии в судебном заседании:
старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ? О.Н. Селезневой,
истицы ? П.А.С.,
представителя истицы ? Ж.О.С.,
представителя ответчика (администрации г. Нижнего Новгорода) ? Г.В.В.,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда А.В. Иванова, доводы и объяснения лиц, принявших участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции,
установила:
П.А.С., действующая в интересах несовершеннолетнего П.А.С., обратилась в Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода с иском (с учетом уточнения предмета иска и состава участников спорного правоотношения в порядке части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ? далее ГПК РФ) к Правительству Нижегородской области в лице министерства социальной политики Нижегородской области и к администрации г. Нижнего Новгорода об обязании предоставить П.А.С. жилое помещении в границах г. Нижнего Новгорода, не ниже социальных норм, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее социальным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований истица указала, что её несовершеннолетний сын П.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом; согласно заключению медико-социальной экспертизы П.А.С. страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди с учетом права на дополнительную площадь. Тем не менее, П.А.С. проживает с составом семьи из 4 человек (он его отец и два несовершеннолетних брата) в квартире, общей площадью 60,1 кв.м. В этой же квартире проживают еще 3 человека (бабушка, тетя, двоюродная сестра), не являющиеся с семьей истца одной семьей.
С учетом изложенного, по мнению П.А.С., семье, включающей ребенка-инвалида, состоящей с учетом матери из 5 человек, с учетом права на дополнительную площадь подлежит внеочередному предоставлению жилое помещение площадью не менее 78 кв.м.
С аналогичным иском в интересах П.А.С. в Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода обратился прокурор Московского района г. Нижнего Новгорода. Прокурор первоначально предъявил иск к министерству социальной политики Нижегородской области. Однако в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в порядке части 1 статьи 39 ГПК РФ указал, что надлежащим ответчиком по делу следует считать администрацию г. Нижнего Новгорода.
Правительство Нижегородской области и министерство социальной политики Нижегородской области иск не признали в полном объеме, указав, что жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предоставляются из состава муниципального жилищного фонда за счет местного бюджета.
Администрация г. Нижнего Новгорода иск также не признала, указав на то, что у П.А.С. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не возникло. Кроме того, данный ответчик указал, что финансирование приобретения жилых помещений для инвалидов должно осуществляться за счет субвенций бюджета Нижегородской области. Однако соответствующие трансферты в 2014 - 2015 годах в бюджет муниципального образования - городской округ город Нижний Новгород не предоставлялись.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 января 2015 года исковые требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции обязал администрацию г. Нижнего Новгорода предоставить П.А.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 13 кв.м. В остальной части в удовлетворении исковых требований было отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что П.А.С. по состоянию здоровья в силу наличия тяжелых форм хронических заболеваний не может проживать в одной квартире с другими членами своей семьи и имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по внеочередному предоставлению П.А.С. жилого помещения возлагается в силу прямого указания закона на органы местного самоуправления.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 2 июня 2015 года решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 января 2015 года оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции полностью согласился с доводами и выводами суда первой инстанции.
Постановлением Президиума Нижегородского областного суда от 11 ноября 2015 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 2 июня 2015 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда.
При этом суд кассационной инстанции, соглашаясь с выводом нижестоящих судов о наличии у П.А.С. права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, указал, что нижестоящими судами не учтено наличие у П.А.С. права на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
При новом апелляционном рассмотрении дела представитель администрации г. Нижнего Новгорода поддержала доводы апелляционной жалобы администрации г. Нижнего Новгорода; П.А.С., действующая в интересах несовершеннолетнего П.А.С., и её представитель Ж.О.С. поддержала доводы апелляционной жалобы П.А.С.; прокурор поддержала доводы апелляционной жалобы П.А.С., просила обжалованное решение суда первой инстанции изменить в части определения площади жилого помещения, подлежащего внеочередному предоставлению П.А.С., с учетом права на дополнительную площадь, в удовлетворении апелляционной жалобы администрации г. Нижнего Новгорода ? отказать.
Правительство Нижегородской области, министерство социальной политики Нижегородской области, администрация Московского района г. Нижнего Новгорода извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела судом апелляционной инстанции. Представители указанных лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Согласно правилам статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствии представителей вышеуказанных лиц.
Законность и обоснованность судебного решения проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда по правилам, предусмотренным главой 39 ГПК РФ.
В силу части 1 статьи 327 1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 января 2015 года, частичного удовлетворения апелляционной жалобы П.А.С., действующей в интересах несовершеннолетнего П.А.С., и об отсутствии оснований к удовлетворению апелляционной жалобы администрации г. Нижнего Новгорода.
Как установлено судом первой инстанции, несовершеннолетний П.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В соответствии с медицинским заключением N от ДД.ММ.ГГГГ П.А.С. состоит на диспансерном учете у невропатолога - диагноз: симптоматическая эпилепсия с фокальными и вторично-генерализованными приступами, ДЦП, спастическая диплегия тяжелая. Согласно справке врачебной комиссии N, П.А.С. по состоянию здоровья имеет право на отдельное жилое помещение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Из имеющихся в материалах дела документов, касающихся места жительства П.А.С. следует, что несовершеннолетний П.А.С. проживает в трехкомнатной квартире, общей площадью 60,1 кв.м., жилой 43,9 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". В указанной квартире, помимо П.А.С. проживают еще 6 человек: П.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (наниматель, бабушка П.А.С.), П.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (отец П.А.С.), П.Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (родной брат П.А.С.), П.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (родной брат П.А.С.), ФИО7, "данные изъяты" года рождения (тетя П.А.С.), М.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (двоюродная сестра П.А.С.).
Распоряжением администрации Московского района г. Нижнего Новгорода N от ДД.ММ.ГГГГ П.А.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, имеющее тяжелую форму хронического заболевания. Распоряжением администрации Московского района г. Нижнего Новгорода N-р от ДД.ММ.ГГГГ семья С. П.В.С., составом 4 человека (отец и трое детей), приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно правилам части 1, пункта 3 части 2, частям 5, 6 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев, к которым относятся, в том числе, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 этого Кодекса перечне, которым жилые помещения предоставляются вне очереди. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 этого Кодекса.
Как уже указано ранее, П.А.С. страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Следовательно,
П.А.С. имеет право на предоставление ему благоустроенного жилого помещения вне очереди.
В указанной части выводы решения Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 января 2015 года являются правильными.
Однако судом первой инстанции не учтено, что в силу положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека
(но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой перечень установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
П.А.С. страдает тяжелыми хроническими заболеваниями, включенными в указанный перечень, следовательно, имеет право на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека
(но не более чем в два раза).
В соответствии с постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 16 марта 2005 года N 14 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в городе Нижнем Новгороде", норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Действующее жилищное законодательство, обязанность предоставления гражданам жилых помещений, установленную на федеральном уровне (нормами Жилищного кодекса Российской Федерации), возлагает на органы местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в рамках принимаемых в таких субъектах законодательных актов, устанавливающих дополнительные (помимо федеральных) льготы для отдельных категорий граждан, вправе представлять указанные льготы, либо делегировать полномочия по их реализации органам местного самоуправления. Однако в данном случае, спор касается реализации именно федеральных льгот, установленных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является администрация г. Нижнего Новгорода.
Применительно к данному делу, с учетом несовершеннолетнего возраста П.А.С., невозможностью им самим заботится о себе и проживать в жилом помещении самостоятельно, отсутствием муниципального правового акта о размере дополнительной жилой площади, подлежащей предоставлению инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, суд апелляционной инстанции полагает возможным обязать администрацию г. Нижнего Новгорода предоставить П.А.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 26 кв.м (13 кв.м + 13 кв.м дополнительной площади).
Доводы апелляционной жалобы П.А.С., действующей в интересах несовершеннолетнего П.А.С., о необходимости внеочередного предоставления жилого помещения на всех членов семьи (5 человек) с учетом дополнительной площади, являются ошибочными и не основанными на нормах действующего законодательства.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба П.А.С., действующей в интересах несовершеннолетнего П.А.С., подлежит частичному удовлетворению (в части определения размера жилого помещения, подлежащего предоставлению П.А.С.).
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации г. Нижнего Новгорода не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Требования статьи 198 ГПК РФ судом первой инстанции не нарушены.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
определила:
Апелляционную жалобу П.А.С., действующей в интересах несовершеннолетнего П.А.С., удовлетворить частично.
Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 января 2015 года изменить в части определения размера жилого помещения, подлежащего предоставлению П.А.С ... В соответствии с чем: обязать администрацию г. Нижнего Новгорода предоставить П.А.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 26 кв.м.
В остальной части Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Нижнего Новгорода ? без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.