Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дороднова Г.И.,
судей Бушминой А.Е., Ворониной Т.А.
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием: представителя ООО "ЛесРесурс" - ФИО8,
представителя Департамента лесного хозяйства ФИО1 "адрес" - ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бушминой А.Е. в порядке апелляционного производства
дело по апелляционной жалобе ООО "ЛесРесурс" на решение Ковернинского районного суда Нижегородской области от 11 сентября 2015 года по делу по заявлению ООО "ЛесРесурс" о признании незаконным пункта 3 предписания N 14 от 14.08.2015 года "Об устранении выявленных нарушений лесного законодательства",
УСТАНОВИЛА:
ООО "ЛесРесурс" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным пункта 3 предписания N от ДД.ММ.ГГГГ "Об устранении выявленных нарушений лесного законодательства".
В обоснование заявленных требований ООО "ЛесРесурс" указал, что на основании приказа N837 от 17.07.2015 года руководителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области в целях исполнения ежегодного плана проверок и осуществления федерального лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах в период с 10.08.2015 года по 14.08.2015 года специалистами Департамента лесного хозяйства Нижегородской области в отношении ООО "ЛесРесурс" проведена плановая выездная проверка, задачами которой являлись предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований лесного законодательства, по результатам которой 14.08.2015 года членами комиссии - государственными лесными инспекторами Департамента лесного хозяйства Нижегородской области составлен Акт проверки N.
ДД.ММ.ГГГГ старший государственный лесной инспектор Нижегородской области, консультант отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Нижегородской области ФИО7 выдала ООО "ЛесРесурс" предписание N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений лесного законодательства, пунктом 3 которого ООО "ЛесРесурс" предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить уборку единичных деревьев в Ильино-Заборском участковом лесничестве квартал 99 выдел 30 делянка 2.
ООО "ЛесРесурс" просило суд признать незаконным и отменить пункт 3 предписания N от ДД.ММ.ГГГГ "Об устранении выявленных нарушений лесного законодательства".
Решением Ковернинского районного суда Нижегородской области от 11 сентября 2015 года в удовлетворении требований ООО "ЛесРесурс" о признании незаконным и отмене пункта 3 предписания N14 от 14.08.2015 года "Об устранении выявленных нарушений лесного законодательства" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЛесРесурс" просило признать незаконным и отменить решение Ковернинского районного суда Нижегородской области от 11 сентября 2015 года.
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области направил в суд возражения на апелляционную жалобу, в которых просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "ЛесРесурс" - ФИО8 доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании представитель Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - ФИО9 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" установлено, что не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные жалобы разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации, главы 25 ГПК РФ, главы 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст.254 ГПК РФ (ст.218 КАС РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ (ст.218 КАС РФ) установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ (ст.227 КАС РФ) суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствие с п.1 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствие с ч.1 ст.9 указанного Федерального закона предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В соответствие с ч.1, ч.2 ст.12 указанного Федерального закона предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В соответствие с ч.12 ст.9 указанного Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В соответствие с ч.1 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.3, ч.4 ст.16 указанного Федерального закона к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В соответствие с п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В соответствие с ч.1, ч.3 ст.16 Лесного Кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с пунктом 53 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.
Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.
Понятие "ценные деревья" даны в пункте 17 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, согласно которому при заготовке древесины в целях повышения биоразнообразия лесов на лесосеках могут сохраняться отдельные ценные деревья в любом ярусе и их группы (старовозрастные деревья, деревья с дуплами, гнездами птиц, а также потенциально пригодные для гнездования и мест укрытия мелких животных и т.п.).
Согласно пункту 15 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 N 183 (зарегистрированным в Минюсте России 20 августа 2007 N 10020) определено, что при заготовке древесины на лесосеках не допускается рубка жизнеспособных деревьев ценных древесных пород (дуба, бука, ясеня, кедра, липы, граба, ильма, ольхи черной, каштана посевного), произрастающих на границе их естественного ареала (в случаях, когда доля площади насаждений соответствующей древесной породы в составе лесов не превышает 1 процента от площади лесничества (лесопарка).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области в целях исполнения ежегодного плана проверок и осуществления федерального лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами Департамента лесного хозяйства Нижегородской области в отношении ООО "ЛесРесурс" была проведена плановая выездная проверка, задачами которой являлись предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований лесного законодательства, которая осуществлялась по месту нахождения юридического лица, а также на территории земель лесного фонда "адрес" лесничества Наумовского, Ильино-Заборского, Ковернинского участковых лесничеств.
Указанным приказом департамента о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, установлен персональный и количественный состав комиссии.
В состав комиссии в том числе включен старший государственный лесной инспектор Нижегородской области, консультант отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Нижегородской области ФИО7
Указанным приказом утверждено время проведения проверки - 5 часов, что не превышает период времени, указанный в утвержденном приказом от ДД.ММ.ГГГГ N Плане проверок Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на 2015 год.
По результатам проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки в отношении ООО "ЛесРесурс" комиссией Департамента лесного хозяйства Нижегородской области составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, который по своей форме соответствует типовой форме акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 141, что соответствует требованиям, изложенным в ч.2 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из материалов дела следует, что, копия акта проверки вручена руководителю ООО "ЛесРесурс" ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью. Документы, являющиеся приложениями к Акту проверки, в том числе копии лесных деклараций, технологических карт, проектов лесовосстановления, письма от ДД.ММ.ГГГГ N за подписью директора ООО "ЛесРесурс" с просьбой произвести осмотр мест рубок, где работы по заготовке закончены, акта закладки пробных площадей на наличие жизнеспособного подроста, актов приема-сдачи выполненных работ, у заявителя на момент вручения копии акта проверки имелись в полном объеме.
По результатам проведенной в отношении ООО "ЛесРесурс" проверки членом комиссии - старшим государственным лесным инспектором Нижегородской области, консультантом отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Нижегородской области ФИО7 в отношении ООО "ЛесРесурс" выдано предписание N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений лесного законодательства.
Пунктом 3 предписания N14 от 14.08.2015 года об устранении выявленных нарушений лесного законодательства ООО "ЛесРесурс" предписано в срок до 01.09.2015 года обеспечить уборку единичных деревьев в Ильино-Заборском участковом лесничестве квартал 99 выдел 30 делянка 2.
Разрешая заявленные требования ООО "ЛесРесурс" о признании незаконным пункта 3 указанного предписания N 14 от 14.08.2015 года "Об устранении выявленных нарушений лесного законодательства", суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Лесного кодекса РФ, положениями Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 и Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 N 183, приняв во внимание изложенные обстоятельства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу, что обжалуемый пункт 3 предписания N14 от 14.08.2015 года в полной мере соответствует требованиям закона, должностное лицо при его составлении действовало в пределах предоставленных ему полномочий, каких-либо существенных нарушений, которые могли бы поставить под сомнение законность вынесенного пункта 3 предписания, допущено не было.
Также судом первой инстанции учтено, что срок разработки лесосеки в Ильино-Заборском участковом лесничестве в квартале 99 выделе 30 делянке 2 не истек, поэтому производство работ, в том числе по уборке единичных деревьев березы в срок до 01.09.2015 года допустим.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции о том, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований ООО "ЛесРесурс" о признании незаконным и отмене пункта 3 предписания N14 от 14.08.2015 года "Об устранении выявленных нарушений лесного законодательства", - правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы ООО "ЛесРесурс", что Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судебная коллегия отклоняет, поскольку таких нарушений судом первой инстанции и судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, что в ходе проверки судом были затребованы документы, неуказанные в распоряжении о проведении поверки и не относящиеся к целям, задачам и предмету проверки, судебная коллегия считает необоснованными, так как в целях решения задач проводимой проверки в отношении ООО "ЛесРесурс" по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований лесного законодательства согласно пункту 11 приказа департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 17.07.2015 N 837 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" комиссией правомерно были запрошены документы, подтверждающие деятельность лесопользователя ООО "ЛесРесурс" при использовании лесов на основании договоров аренды лесных участков от 19.07.2011 N 500, 501, а именно документы, содержащих информацию по исполнению условий договоров аренды лесных участков в части патрулирования лесов, а также мероприятий по предупреждению незаконных рубок леса и их своевременному обнаружению на лесных участках, переданных в аренду.
Доводы апелляционной жалобы ООО "ЛесРесурс" о том, что в акте проверки время проверки не соответствует фактическому времени проведения проверки, судебная коллегия считает необоснованными, не подтвержденными доказательствами. При этом судом первой инстанции дана правильная оценка тому, что директора ООО "ЛесРесурс" ФИО10 в Акте проверки поставил подпись ДД.ММ.ГГГГ 10 часов 30 минут, что свидетельствует не о начале проверки, а лишь о повторном получении ФИО10 приказа о проведении проверки.
Также суд первой инстанции правильно установил, что время проведения проверки - 5 часов, отраженное в Акте проверки, не превышает времени утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства о проведении проверки от 17.07.2015 N, при этом доказательств иного в материалы дела не представлено, а утверждения ООО "ЛесРесурс", что фактическое время проверки и время проверки в соответствии с данными акта проверки превышает установленное время, что время проверки, указанное в акте, не соответствует фактическому времени проведения проверки и времени нахождения проверяющих на территории ООО "ЛесРесурс", являются голословными и необоснованными.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены или изменения решения суда.
Каких-либо доводов, содержащих основания для отмены или изменения обжалуемого решения, в апелляционной жалобе не содержится, и таких оснований судебной коллегией не установлено.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309, ст.310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковернинского районного суда Нижегородской области от 11 сентября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЛесРесурс" - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.