Судья Нижегородского областного суда Дороднов Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе начальника Кстовского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды - ФИО3 на постановление Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 октября 2015 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 октября 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Эко-Реал" прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе по пересмотру постановления Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 октября 2015 года начальником Кстовского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды - ФИО3 ставится вопрос об его отмене за незаконностью и необоснованностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы начальника Кстовского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды - ФИО3, выслушав объяснения представителей Минэкологии и природных ресурсов Нижегородской области - ФИО4, ФИО5, представителя ООО " "данные изъяты"" - ФИО6, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения административного расследования, проведенного по факту возбуждения 27.07.2015 года в отношении " "данные изъяты"" дела об административном правонарушении за нарушения им ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что " "данные изъяты"" размещает размещение коммунальных отходов на объекте размещения отходов "полигон захоронения твердых коммунальных отходов", расположенном по адресу: "адрес" "адрес", в 500 м юго-восточнее "адрес", не включенном в ГРОРО.
По данному факту начальником Кстовского МРО, ст. государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО7 в отношении в отношении "Эко-Реал" составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судья Кстовского городского суда Нижегородской области пришел к выводу о прекращении производства по делу за отсутствием в действиях "Эко-Реал" состава административного правонарушения.
При этом судья исходил из того, что ООО " "данные изъяты"" были предприняты меры и до настоящего времени принимаются необходимые меры для оформления прав на полигон, находящийся на арендованном юридическим лицом земельном участке N в 500 м возле села "адрес" "адрес" "адрес".
Между тем, с выводами суда о прекращении производства по настоящему делу следует признать преждевременными, не основанными на полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела (ст.30.7 ч.1п. 4 КоАП РФ).
Так, статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективная сторона указанного правонарушения выражена в совершение действий (бездействия), заключающихся в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие будет выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения с отходами.
Субъективную сторону административного правонарушения может характеризовать как умышленность действий виновного лица, так и неосторожность.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов".
Частью 7 статьи 12 Закона об отходах запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как усматривается, в материалах административного дела имеется договор аренды NА797 от 01 декабря 2009 года земельных участков N1 и N3, заключенного между КУМИ Кстовского муниципального района и ООО " "данные изъяты"". Арендатор по соглашению от 23.03.2011 передал права и обязанности по указанному договору ООО " "данные изъяты"".
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что находящийся на арендованном земельном участке объект недвижимости - полигон в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирован. У ООО " "данные изъяты"" отсутствуют правоустанавливающие документы на объект недвижимости - полигон ТБО.
На данные обстоятельства указывают, в частности, материалы дела А40- 16107/2015 по иску ООО " "данные изъяты"" к ответчику: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования о признании незаконным отказа, выразившегося в не включении объекта размещения отходов (полигон ТБО, расположенный по адресу: "адрес" "адрес", в 500 м юго-восточнее "адрес") в государственный реестр размещения отходов.
Также усматривается, что Арбитражным судом "адрес" установлено, что согласно договору от 26.02.2013 N 52 полигон (имущество муниципальной казны Кстовского района) был передан Обществу в безвозмездное пользование, со сроком действия договора - с 26.02.2013 по 27.03.2013 г. 10.04.2013 Администрацией Кстовского муниципального района (далее -Администрация) в адрес Общества было направлено уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования, без продления срока и акт приема-сдачи имущества муниципальной имущественной казны Кстовского муниципального района.
Письмом от 18.06.2013 Администрация Кстовского муниципального района уведомила Департамент о прекращении действия указанного договора.
На основании поступившей от Администрации информации, приказа от 21.08.2013 N 818 и решения Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 22.08.2013 о согласовании проведения проверки, уполномоченными лицами Департамента в период с 23.08.2013 по 26.08.2013 проведена внеплановая выездная проверка с целью выявления фактов нарушения лицензионных требований и условий осуществления деятельности по размещению отходов 4 класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов (ТБО) Кстовского муниципального района Нижегородской области.
В ходе данной проверки выявлено, что в нарушение положений подпункта 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение N 255), у Общества отсутствуют документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание пользования полигоном ТБО (первая очередь), расположенным по указанному адресу. По результатам проверки был составлен акт от 26.08.2013 N 154-вн, составлен протокол N 06-292-2013 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Предписанием от 26.08.2013 N 154-вн/Т-о на Общество возложена обязанность в срок до 26.11.2013 оформить право собственности или иное законное основание на объект размещения отходов, необходимый для выполнения заявленных работ. Однако до настоящего времени предписание не исполнено.
Арбитражным судом города Москвы установлено, что Арбитражным судом Нижегородской области было рассмотрено дело N А43-22111/2013 по заявлению ООО " "данные изъяты"" к Департаменту о признании незаконным предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований от 26.08.2013 N 154-вн/1-о. Предписанием от 26.08.2013 N 154-вн/1-о на ООО " "данные изъяты"" возложена обязанность в срок до 26.11.2013 оформить право собственности или иное законное основание на полигон ТБО, необходимые для выполнения заявленных работ. Арбитражный суд Нижегородской области решением от 21.02.2014 года оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 года и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.10.2014 подтвердил законность и обоснованность предписания, выданного Департаментом а также установилто обстоятельство, что на момент проведения проверки у Общества отсутствовали документы, подтверждающие право пользования указанным полигоном ТБО, в связи с чем у Департамента имелись основания для выдачи оспариваемого предписания.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что Общество не имеет правовых оснований для эксплуатации объекта размещения отходов (т.к. не является собственником, пользователем, владельцем либо арендатором указанного объекта размещения отходов в силу положений, установленных п.2 Правил).
Между тем, согласно материалам дела в период с октября 2013 года по настоящее время ООО " "данные изъяты"" осуществляет деятельность на полигоне ТБО расположенный по адресу: "адрес" "адрес", в 500 м юго-восточнее "адрес", не имея на то законных оснований. Следовательно, ООО " "данные изъяты"" сознавая противоправный характер своих действий, продолжая эксплуатировать полигон и размещая на нем отходы, предвидев наступление вредных последствий, допускало их либо относилось к ним безразлично, что указывает на наличие состава административного в действиях " "данные изъяты"", предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства дела и представленные доказательства, судья, пересматривающий дело об административном правонарушении в отношении " "данные изъяты"" по ст. 8.2 КоАП РФ, считает, что выводы судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 октября 2015 года о прекращении производства по данному делу являются преждевременными. Судом не достаточно исследованы все представленные по делу доказательства при вынесении постановления, имеются нарушения процессуальных требований, влияющие на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, постановление Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 октября 2015 года не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело в силу положения ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.1п. 4 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Кстовского городского суда Нижегородской области от 13 октября 2015 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья областного суда: Г.И. Дороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.