Судья Нижегородского областного суда Дороднов Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе, представителя ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород - по доверенности ФИО3 на решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08.10.2015года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области N от 04.06.2015года ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород обратилось в Советский районный суд г. Нижнего Новгорода с жалобой об его отмене.
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08.10.2015года постановление Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области N от 04.06.2015года оставлено без изменения, жалоба ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород - без удовлетворения.
В жалобе по пересмотру решения Советский районный суд г. Нижнего Новгорода от 08.10.2015года представитель ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород - по доверенности ФИО3 просит его отменить, и принять новое решение об отмене постановления административного органа от 04.06.2015года N.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб представителя ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород - по доверенности ФИО3, выслушав объяснения представителя представителя ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород - по доверенности ФИО3, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что в ходе плановой проверки ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Нижний Новгород Федерального дорожного агентства", проводившейся на основании приказа Минэкологии Нижегородской области от 20.03.2015 N 27.04.2015 установлено, что по осевой линии, находящейся в ведении Управления автомобильной дороги "данные изъяты" на территории Нижегородской области км "данные изъяты" км "данные изъяты" установлены сплошные бетонные ограждения (за исключением пешеходных переходов, перекрестков и примыканий, в районе мостовых сооружений через "адрес" и "адрес"). Согласно объяснению законного представителя Управления установка бетонных ограждений произведена в 2010 году.
Специальные проходы в сплошных бетонных ограждениях для объектов животного мира отсутствуют, что является нарушением пп. 3 и 25 Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 N "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи", п. 24 постановления Правительства Нижегородской области от 10.06.2008 N "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Нижегородской области", ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", первый абзац ст. 22. ст. 28 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", п. 30 постановления Правительства Нижегородской области от 07.03.2013 N "О Правилах использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, на территории Н иже городе кой области ".
В проектной документации на установку барьерного ограждения на автомобильной дороге "данные изъяты" через "данные изъяты" км "данные изъяты" - км "данные изъяты" в Нижегородской области мероприятия по охране объектов животного мира не предусмотрены в части установки ограждений со специальными проходами для животных, что является нарушением ч. I ст. 34 Федерального закона ог 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", второй и третий абзацы ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет Право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации устанавливает как общие, так и специальные правила, регламентирующие указанную выше деятельность.
Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены Федеральным законом от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей седы".
Статьей 34 указанного Закона установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Общие требования по охране объектов животного мира и среды их обитания, направленные на предотвращение гибели объектов животного мира, установлены главой III Федерального закона "О животном мире" и Требованиями по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 997.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N52ФЗ "О животном мире" законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.
В силу статьи 18 Закона 52-ФЗ в целях реализации требований настоящего Федерального закона осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно статьям 22, 28 указанного закона любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации ранспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач, тверждеиные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года N 997, регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; строительства промышленных и других объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья; столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации; технологических процессов животноводства и растениеводства.
В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных (п.3 требований).
Пунктами 24, 25 Требований при эксплуатации транспортных магистралей и объектов установлено, что владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие транспортные магистрали, обязаны принимать меры к предотвращению ущерба, наносимого объектам животного мира, ограничивать в пределах своей компетенции судоходство и скорость движения транспорта по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.
Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами, типы и конструкции которых согласовываются со специально уполномоченными государственными органами по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания.
Аналогичные требования содержатся в Правилах использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 07 марта 2013 года N, и в Требованиях по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи в Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительств а Нижегородской области от 10 июня 2008 года N.
В соответствии с пунктом 29 Правил N охрана объектов животного мира осуществляется в соответствии положениями Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире".
Пунктом 30 Правил N установлено, что осуществление производственных процессов, а также эксплуатация транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10.июня 2008года N "Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электроперадачи в Нижегородской области".
В силу пунктов 22, 23, 25 указанных Требований при проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в местах концентрации объектов животного мира. Владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие транспортные магистрали, обязаны принимать меры к предотвращению ущерба, наносимого объектам животного мира, ограничивать в пределах своей компетенции судоходство и скорость движения транспорта по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.
Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами, типы и конструкции которых согласовываются со специально уполномоченными государственными органами по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно уставу Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Нижний Новгород Федерального дорожного агентства", осуществляет организацию работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в частности обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых проходят переданные Управлению автомобильные дороги общего пользования федерального значения, а также с территориальными органами управления автомобильными дорогами, подразделениями ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.3.3.1); разработку в установленном порядке схем организации дорожного движения, схем расстановки дорожных знаков, указателей и разметки проезжей части, автомобильных дорог общего пользования федерального значения но согласованию с органами ГИБДД Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.3.3.3).
Факт причинения вреда жизни и здоровью объектам животного мира (лисе, 3 собакам) в результате дорожно-транспортных происшествий на автомобильной дороге "данные изъяты" через "данные изъяты" км 344 + ООО - км 405 + ООО в "данные изъяты" подтвержден материалами дела.
Факты наличия сплошных бетонных ограждений (за исключением пешеходных переходов, перекрестков и примыканий, в районе мостовых сооружений через "адрес" и "адрес") и отсутствия специальных проходов для объектов животного мира также подтверждены.
Хотя, проектная документация на установку барьерного ограждения на автомобильной дороге "данные изъяты" - от "данные изъяты" км 344 + ООО - км 405 + ООО в "данные изъяты" в нарушение Закона об охране окружающей среды в разделе 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" не содержит мероприятий по охране объектов животного мира.
Однако, Учреждение в силу закона и его учредительных документов обязано проводить такие мероприятия в целях ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, охраны объектов животного мира.
Установив указанные обстоятельства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, в деяниях федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" имеется состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.33 КоАП РФ, и оставил без изменения постановление Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области N от 04.06.2015года в отношении федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали "данные изъяты" Новгород Федерального дорожного агентства".
Что же касается доводов жалобы представителя ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород - по доверенности ФИО3 об отмене решения Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08.10.2015года, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судьей пересматривающим дело по жалобе несостоятельными, и они не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, по делу не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья, пересматривающий дело по жалобе,
РЕШИЛ:
Решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08.10.2015года оставить без изменения, жалобу представителя ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород - по доверенности ФИО3 - без удовлетворения.
Судья областного суда: Г.И. Дороднов
Копия верна:
СУДЬЯ-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.