Судья Нижегородского областного суда Дороднов Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по директора ООО "Тактика" - ФИО3 на постановление Борского городского суда Нижегородской области от 23 октября 2015 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 23 октября 2015 года ООО "Тактика" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе по пересмотру постановления Борского городского суда Нижегородской области от 23 октября 2015 года директор ООО "Тактика" - ФИО3 просит об его отмене и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы директора ООО "Тактика" - ФИО3, выслушав объяснения представителя ООО "Тактика" - ФИО4, представителей Минэкологии Нижегородской области - ФИО5, ФИО6, судья приходит к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 29.06.2015 г.) дается формулировка используемых в Законе следующих основных понятий:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (абзац 2 статьи 1 Закона);
обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абзац 3 статьи 1 Закона);
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (абзац 19 статьи 1 Закона).
Таким образом, законодатель установил, что при временном складировании отходов должны соблюдаться соответствующие экологические и санитарные требования.
Согласно п. 3.2 "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7.), временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
П. 3.7 указанного СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. предусмотрено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, на основании договора аренды земельного участка N от 22.10.2014 г., заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Бор Нижегородской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Тактика", последнее получило в пользование на правах аренды земельный участок из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: "адрес" сельсовет, 600 м севернее "адрес", участок 100 М, площадью 10 000 кв.м, имеющий кадастровый N, сроком на 5 лет, до 13.10.2019 г. Согласно п. 1.3 Договора участок предоставляется для сельскохозяйственного использования.
Ранее, директор ООО "Тактика" обращалась с заявлением от 14.05.2013г. к заместителю главы администрации городского округа "адрес" по ЖКХ, начальнику управления ЖКХ и благоустройства о выделении ООО "Тактика" земельного участка по вышеуказанному адресу для осуществления данной организацией деятельности по временному размещению и дальнейшей переработке крупногабаритного мусора. По результатам обследования земельного участка в натуре и в соответствии с актом N от 26.09.2013 г. о выборе земельного участка для размещения перегрузочной площадки вышеуказанный участок был предоставлен для размещения перегрузочной площадки.
В связи с поступающими обращениями граждан в Круглосуточную экологическую диспетчерскую службу Минэкологии Нижегородской области о работах по измельчению (шредированию) и размещению твердых бытовых отходов на рельефе местности при помощи специализированной техники рядом с территорией бывшей городской свалки "адрес", около "адрес", сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области 15.07.2015 г. был произведен осмотр указанной территории, в результате которого установлено, что на территории по адресу: "адрес", городской округ "адрес", "адрес" сельсовет, 600 м севернее "адрес", участок 100 м, ООО "Тактика" складируются и хранятся отходы ТБО и древесные отходы. Участок для хранения отходов огражден забором из металлопрофиля с трех сторон, имеется охрана на въезде. Площадка для хранения отходов частично гидроизолирована (покрыта асфальтом), на асфальтированном покрытии находится установка для измельчения отходов. Часть древесных отходов и ТБО на момент обследования территории находилась на негидроизолированной площадке, в том числе и за пределами забора. За пределами территории отходы разравнены бульдозером, высота слоя отходов около 0,8 метра. За территорией земельного участка ООО "Тактика", юго-восточнее имеются две копани, каких-либо работ на момент осмотра не велось.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: письменными обращениями граждан с приложением фото; актом осмотра территории, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.07.2015 N; протоколом об административном правонарушении N от 04.08.2015г.; протоколами количественного химического анализа отхода от 20.05.2015г. и другими доказательствами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия (бездействия) ООО "Тактика" позволяют сделать выводы о наличии признаков административного правонарушения размещение объекта временного хранения (складирования) отходов, на площадке, не соответствующей требованиям экологических и санитарно-эпидемиологических правил и норм при обращении с отходами производства и потребления.
Ответственность за данное нарушение установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, действия ООО "Тактика" правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы директора ООО "Тактика" - ФИО3 о том, что срок составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ст. 28.5 КоАП РФ, нарушен, не может являться основанием к отмене принятого по делу судебного постановления. Указанный недостаток протокола об административном правонарушении является несущественным, поскольку указанные сроки не являются пресекательными и не влияют на наличие или отсутствие состава административного правонарушения.
Утверждение в жалобе о том, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением сроков, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ, также не свидетельствует о наличии существенных нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления по делу, поскольку определение о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 20 июля 2015 года, то есть в пределах срока исковой давности, надлежащим должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
Другие доводы жалобы об отсутствии вины Общества в совершении административного правонарушения, также не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом тщательной проверки в судебном заседании и им в судебном постановлении дана соответствующая правовая оценка, с которой судья пересматривающий дело по жалобе соглашается.
Проверив собранные по делу доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья городского суда правильно установили все фактические обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины ООО "Тактика" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО "Тактика" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, было вынесено в соответствии с нормами КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Борского городского суда Нижегородской области от 23 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу директора ООО "Тактика" - ФИО3- без удовлетворения.
Судья областного суда: Г.И. Дороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.