Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 03 декабря 2015 г. по делу N 33А-2055/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО20,
судей: ФИО23
при секретаре ФИО18
с участием представителя должностного лица ФИО17 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ярославской, Костромской и Вологодской областям" (далее - УФО) на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2015 г., которым удовлетворены заявления военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту прав и законных интересов военнослужащих войсковой части N подполковника ФИО1, майоров ФИО2, ФИО3, ФИО4, капитанов ФИО5, ФИО6 и старших лейтенантов ФИО7, ФИО8, ФИО9 об оспаривании бездействия начальника Управления финансового обеспечения, связанного с возмещением командировочных расходов.
Заслушав доклад судьи ФИО19, объяснения представителя должностного лица в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО24, ФИО13, ФИО11, ФИО7, ФИО25 и ФИО14 (далее - заявители) проходят военную службу по контракту в войсковой части N. На основании приказов командира войсковой части N заявители находились в служебных командировках в периоды: ФИО1 - с 6 по 10 июля 2015 г.; ФИО2 - с 4 по 5 июня 2015 г.; ФИО3 - с 9 по 12 июля 2015 г.; ФИО26 - с 27 по 29 мая 2015 г.; ФИО13 - с 15 по 20 июня 2015 г., со 2 по 4 июля 2015 г. и с 20 по 25 июля 2015 г.; ФИО11 - с 20 мая по 19 июня 2015 г.; ФИО7 - с 17 мая по 29 июня 2015 г.; ФИО27 - с 20 марта по 10 мая 2015 г.; ФИО14 - с 15 по 20 июня 2015 г. и с 20 по 25 июля 2015 г.
Поскольку по истечении 30 дней после сдачи авансовых отчетов им не были возмещены командировочные расходы, военный прокурор Ярославского гарнизона на основании заявлений указанных лиц обратился с заявлениями в суд, в которых просил признать незаконным бездействие начальника УФО, связанное с невыплатой заявителям денежной компенсации понесенных ими командировочных расходов, а также обязать указанное должностное лицо произвести соответствующие выплаты.
Указанные заявления военного прокурора были объединены в одно производство.
Суд первой инстанции заявления военного прокурора удовлетворил, признав указанное бездействие начальника УФО незаконным, а также взыскал с УФО в пользу: ФИО28 - за период с 6 по 10 июля 2015 г. - 3 600 руб., ФИО2 - за период с 4 по 5 июня 2015 г. - 5 344 руб. 60 коп.; ФИО3 - за период с 9 по 12 июля 2015 г. - 12 325 руб. 50 коп.; ФИО12 - за период с 27 по 29 мая 2015 г. - 4 892 руб. 20 коп.; ФИО13 - за период с 15 по 20 июня 2015 г. - 7 800 руб., за период со 2 по 4 июля 2015 г. - 10 248 руб. 40 коп. и за период с 20 по 25 июля 2015 г. - 12 795 руб. 60 коп.; ФИО11 - за период с 20 мая по 19 июня 2015 г. - 15 360 руб. 40 коп.; ФИО7 - за период с 17 мая по 29 июня 2015 г. - 6 580 руб.; ФИО8 - за период с 20 марта по 10 мая 2015 г. - 6 730 руб.; ФИО14 - за период с 15 по 20 июня 2015 г. - 7 800 руб. и за период с 20 по 25 июля 2015 г. - 12 194 руб. 80 коп.
В апелляционной жалобе начальник УФО, не соглашаясь с решением гарнизонного военного суда и считая его неправильным, просит его отменить в связи с нарушением норм процессуального права и неправильным применением норм материального права.
В обоснование этого указывает на то, что УФО признало и приняло к учету все виды командировочных расходов заявителей, что гарантировало получение военнослужащими причитающегося им возмещения при выделении дополнительных денежных средств на эти цели.
По утверждению автора жалобы, в законодательстве отсутствуют конкретные сроки оплаты командировочных расходов, в связи с чем считает противоречащими закону выводы суда о несвоевременной выплате денежных средств заявителям и возможности применения положений Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
При этом в жалобе обращается внимание на применение Ярославским гарнизонным военным судом по другим делам в качестве аналогии закона положений п. 4 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Закон), иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов, на основании которых военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
В силу ст. 1 Закона денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим устанавливаются с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" возмещение расходов в размерах, установленных п. 1 этого постановления, производится федеральными государственными органами, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и федеральными государственными учреждениями в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета, а также средств соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на служебные командировки либо (в случае использования указанных ассигнований в полном объеме) за счет экономии средств, выделенных из соответствующего бюджета на их содержание.
В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 467 "О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам, по бронированию и найму жилого помещения осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, в которых проходят военную службу военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам в пределах, не превышающих 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
В соответствии с п. 118 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Согласно п. 3 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 1055 (далее - Инструкция), расходы на служебные командировки, наградной фонд и фонд единовременных денежных пособий в Министерстве обороны являются лимитированными и осуществляются в пределах выделенных лимитов. Руководители центральных органов военного управления, начальники финансовых органов в соответствии с законодательством Российской Федерации несут дисциплинарную, административную и иную ответственность за нарушение установленных сроков, порядка формирования, полноту и достоверность представления плановых показателей по определению расходов на служебные командировки, наградной фонд и фонд единовременных денежных пособий.
Из положений п. 9 и 10 Инструкции следует, что Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) до 1 декабря текущего года на основании представленных планов служебных командировок формирует план распределения бюджетных ассигнований по служебным командировкам по военным округам, центральным органам военного управления и организациям, подчиненным Министру обороны Российской Федерации (далее - план распределения бюджетных ассигнований). Финансовые органы при поступлении выписок из планов служебных командировок осуществляют расчет потребности в бюджетных ассигнованиях и истребование в Департаменте необходимых лимитов бюджетных обязательств для обеспечения расходов на служебные командировки воинских частей, организаций, а также территориальных органов, личный состав которых состоит на финансовом обеспечении.
Судом первой инстанции установлено, что заявители на основании приказов командира войсковой части N в вышеуказанные периоды находились в служебных командировках и ими в УФО были представлены авансовые отчеты о понесенных расходах.
Из материалов дела, в том числе объяснений представителя начальника УФО, следует, что несвоевременное возмещение заявителям командировочных расходов связано с отсутствием дополнительных лимитов денежных средств на их возмещение. При этом заявителям не отказано в возмещении расходов на служебные командировки, в связи с чем понесенные ими расходы приняты к учету в качестве обоснованных и будут возмещены при поступлении дополнительных лимитов бюджетных средств до конца финансового года.
Отсутствие в нормативных правовых актах, регулирующих порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием и иными выплатами, а также направления военнослужащих в командировки срока возмещения командировочных расходов, также как и отсутствие денежных средств за эти цели не может являться основанием для нарушения прав заявителей.
Поскольку такой срок законодательно не определен, суд первой инстанции, вопреки утверждению в апелляционной жалобе об обратном, обоснованно в соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ применил к спорным правоотношениям аналогию закона - норму закона, регулирующую сходные отношения.
При этом суд правильно руководствовался ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в силу которой поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Обоснованность применения этих положений обусловлена тем, что в настоящем деле заявителями в уполномоченный финансовый орган были представлены документы, подтверждающие понесенные расходы, что следует расценивать как обращение гражданина в орган (должностному лицу), в компетенцию которого входит разрешение поставленного в обращении вопроса.
Кроме того, приведенными положениями правового акта установлен срок, в течение которого такое обращение должно быть рассмотрено.
Судебная коллегия считает, что к рассматриваемым правоотношениям не могут быть применены положения п. 4 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с которыми выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца.
Как следует из этой нормы, она устанавливает сроки выплаты денежного довольствия за конкретный период и не регулирует порядок возмещения командировочных расходов. Более того, эти сроки не опровергают выводов суда первой инстанции по настоящему делу, а, напротив, подтверждают необходимость производства расчета с военнослужащим в течение определенного периода времени с момента представления им документов, подтверждающих понесенные командировочные расходы.
Поскольку обоснованность понесенных расходов не вызывала сомнение, в том числе у финансового органа, отвечающего за надлежащее возмещение командировочных расходов, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора в защиту прав и законных интересов заявителей.
Таким образом, законных оснований для отмены оспариваемого судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2015 г. по заявлению военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту прав и законных интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий
ФИО20
Секретарь судебного заседания
ФИО18
7 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.