Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 17 декабря 2015 г. по делу N 33А-2182/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Серазитдинова Э.Т., Масенина П.Е.,
при секретаре Васильеве В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - УФО) на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 3 августа 2015 г., которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N капитана Кузьмина Дениса Александровича об оспаривании действий руководителя УФО, связанных с невозмещением командировочных расходов.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Кузьмин, проходящий военную службу в войсковой части N, дислоцирующейся в "адрес", на основании указаний начальника штаба войсковой части N от 22 января 2015 г. N и в соответствии с приказом командира войсковой части N от 26 марта 2015 г. N полагался находящимся в период с 28 марта по 29 апреля 2015 г. в служебной командировке в войсковой части N ( "адрес") с выдачей ему соответствующих командировочного удостоверения и служебного задания.
В указанный период в войсковой части N Кузьмин жильем не обеспечивался, в связи с чем в период с 28 марта по 29 апреля 2015 г. был вынужден проживать в кварт-отеле "данные изъяты"" с оплатой за пользование номером по 1500 рублей в сутки, то есть всего за проживание он оплатил 48000 рублей.
По прибытии к месту службы 9 июня 2015 г. Кузьмин представил в УФО авансовый отчет на сумму 57300 рублей, включая 9300 рублей суточных расходов, приложив к нему, в том числе счет об оплате проживания в кварт-отеле и кассовый чек к нему на сумму 48000 рублей.
Однако в июне 2015 года авансовый отчет руководителем УФО был возвращен в войсковую часть N без реализации с указанием о том, что вышеуказанная поездка Кузьмина не являлась командировкой.
Полагая, что указанными действиями были нарушены его права, Кузьмин обратился в Смоленский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия руководителя УФО, связанные с невозмещением ему командировочных расходов в период с 27 марта по 29 апреля 2015 г., и взыскать в его пользу с УФО денежные средства в размере 57300 рублей, из которых 48000 рублей - за проживание в гостинице и 9300 рублей - суточные расходы.
Кроме того, Кузьмин просил взыскать в его пользу 300 рублей в возмещение судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины за обращение в суд с заявлением.
Гарнизонный военный суд заявление Кузьмина удовлетворил.
В апелляционной жалобе должностное лицо, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на подп. "е" и "з" п. 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700, полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Кузьмин находился в служебной командировке.
При этом считает, что указанный военнослужащий лишь исполнял свои должностные обязанности в другой воинской части.
Полагает, что военнослужащий пользуется своими правами недобросовестно и злоупотребляет правом.
В этой связи отмечает, что проживание в гостинице не было условием выполнения служебного задания, и наличие на это разрешения должностного лица, направившего его в служебную командировку, отсутствует.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд исходил из того, что в п. 58 и подп. "з" п. 125 Порядка перечислены мероприятия, привлечение к которым, безусловно, подразумевает разрешение командованием вопросов перевозки, питания и проживания подчиненного личного состава.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Кузьмин с 27 марта по 29 апреля 2015 г. направлялся по распоряжению командования, отданному в установленном порядке, на определенный срок в другую местность для выполнения конкретного служебного задания вне пункта постоянной дислокации воинской части, то он не должен нести какие-либо расходы, связанные с выполнением данного распоряжения, следовательно, вправе рассчитывать на их возмещение в полном объеме, то есть как находившийся в служебной командировке.
Однако такой вывод суда является ошибочным.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Понятие служебной командировки содержится в Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 1055, согласно которой служебная командировка это направление военнослужащего (лица гражданского персонала) по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (организации, подразделения), в которой военнослужащий (лицо гражданского персонала) проходит военную службу (работает).
Оплата служебных командировок военнослужащих на территории Российской Федерации регламентируется вышеупомянутым Порядком, в соответствии с пунктом 118 которого военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Пункт 125 Порядка содержит перечень поездок военнослужащих, которые не считаются командировками.
Так, согласно подпунктам "е" и "з" пункта 125 Порядка не считаются командировками поездки военнослужащих временно направленным в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, а также направленным в составе подразделений, привлекаемым к участию в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части
Исходя из приведенных правовых норм, при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, юридически значимыми являются такие обстоятельства, как направление его по распоряжению командира (начальника) на определенный срок, в другую местность, для выполнения конкретного служебного задания (а не временного прохождения военной службы в другой воинской части) вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой военнослужащий продолжает проходить военную службу.
При этом само по себе оформление приказов командования о направлении военнослужащего в командировку и выдача ему командировочного удостоверения в этом случае не может повлечь возникновение у него тех или иных прав, в том числе на возмещение командировочных расходов, и изменить существо реально имевших место правоотношений.
Заявитель же, как следует из материалов дела, на основании указаний начальника штаба войсковой части N от 22 января 2015 г. N и в соответствии с приказом командира войсковой части N от 26 марта 2015 г. N был направлен в составе экипажа вертолета Ми-8 в войсковую часть N ( "адрес") для исполнения своих должностных обязанностей в качестве командира вертолета.
Таким образом, временное прохождение Кузьминым военной службы в другой воинской части в период с 28 марта по 29 апреля 2015 г. нельзя признать служебной командировкой.
В то же время непризнание поездки военнослужащего командировкой не может ограничивать или отрицать прав военнослужащего, предоставленных законом, в случае, если он вынужден был в связи с указанной поездкой в целях выполнения отданных ему в установленном порядке распоряжений нести дополнительные расходы за свой счет.
Согласно п. 4 и 5 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из п.п. 1 и 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.
По смыслу приведенных норм закона, возмещение понесенных военнослужащим убытков должно обеспечиваться виновной в их возникновении стороной за счет средств федерального бюджета.
Правильно установив, что Кузьмин в период с 28 марта по 29 апреля 2015 г. жильем в войсковой части N не обеспечивался и понес в связи с эти расходы по оплате за проживание в гостинице в общей сумме 48000 рублей, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о незаконности действий руководителя УФО, связанных с отказом в возмещении этих расходов заявителю и необходимости в этой связи взыскания в пользу военнослужащего убытков в сумме 48000 рублей.
Между тем, поскольку временное прохождение Кузьминым военной службы в другой воинской части в период с 28 марта по 29 апреля 2015 г. не является служебной командировкой, то вывод суда первой инстанции о необходимости возмещения руководителем УФО Кузьмину суточных расходов в размере 9300 рублей является ошибочным.
При таких данных решение гарнизонного военного суда о возложении на руководителя УФО обязанности выплатить Кузьмину командировочные расходы за служебную командировку в период с 28 марта по 29 апреля 2015 г. в сумме 57300 рублей в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявления.
С учетом произведенной оплаты за проживание в гостинице с УФО в пользу Кузьмина подлежит взыскать 48000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 3 августа 2015 г. по заявлению Кузьмина Дениса Александровича в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Кузьмина Д.А. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям", связанные с невозмещением Кузьмину Д.А. расходов, связанных с оплатой за проживание в гостинице в период исполнения служебных обязанностей с 28 марта по 29 апреля 2015 г. в войсковой части N, в размере 48000 рублей.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" в пользу Кузьмина Дениса Александровича 48000 рублей в возмещение расходов за проживание в гостинице.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" в пользу Кузьмина Дениса Александровича 300 рублей в возмещение судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины за обращение в суд с заявлением.
В удовлетворении остальной части требований Кузьмину Д.А. отказать.
Председательствующий
Судьи
Подписи
Верно
Председательствующий С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания В.А. Васильев
22.12.2015
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.