Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 17 декабря 2015 г. по делу N 33Аа-2203/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО10,
судей: ФИО3, ФИО9,
при секретаре ФИО4,
с участием представителей: административного истца - адвоката ФИО5, командира и жилищной комиссии войсковой части N - ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя командира указанной войсковой части ФИО7 на решение Курского гарнизонного военного суда от 12 октября 2015 г., согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N прапорщика ФИО1 Николаевны об оспаривании решения указанной жилищной комиссии об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения представителя административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО11 проходит военную службу по контракту в войсковой части N и в связи с предстоящим увольнением с военной службы она 24 июня 2015 г. обратилась с рапортом о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений с составом семьи 4 человека.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 5 июля 2015 г., оформленным протоколом N 10, ей было отказано в постановке на жилищный учет.
Считая, что этим нарушаются ее права, ФИО11 обратилась с заявлением в суд, в котором просила признать указанное решение жилищной комиссии и обязать жилищную комиссию отменить его в части ее касающейся, а также повторно рассмотреть вопрос о постановке ее на жилищный учет с 24 июня 2015 г.
Гарнизонный военный суд удовлетворил заявление ФИО11.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, выражая несогласие с судебным решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование своих доводов утверждает, что ФИО11 была ранее обеспечена жилым помещением в составе семьи ее супруга, которому был выдан жилищный сертификат для приобретения жилого помещения, общей площадью 54 кв.м., то есть с учетом жилищных прав административного истца, реализованный путем приобретения квартиры общей площадью 51,7 кв.м.
Автор жалобы обращает внимание на то, что в настоящее время ФИО11 обеспечена жилым помещением выше учетной нормы, так как является собственником ? доли, что составляет 22,95 кв.м. и не имеет права постановки на жилищный учет.
По утверждению представителя административного ответчика, поскольку права членов семьи военнослужащего являются производными от его прав, у членов семьи ФИО11 не возникает самостоятельного права на обеспечение жильем от внутренних войск МВД России.
Рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия исходит к следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Однако в силу ст. 15 названного Закона реализация права на обеспечение жилым помещением находится в зависимости от признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся собственниками или членами семьи собственника, а также нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления и ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Аналогичные положения об основаниях нуждаемости содержатся в п. 1 и 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, как в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, так и в настоящий момент.
При этом согласно п. 2 этих Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО11, 1970 года рождения, проходит военную службу по контракту с декабря 1999 года, в силу п. 1 ст. 15 Закона обеспечивается служебным жилым помещением на весь срок военной службы и подлежит увольнению с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Из материалов дела усматривается, что в сентябре 2002 года супругом административного истца - ФИО8 был реализован полученный им жилищный сертификат на состав семьи из троих человек, то есть из расчета 54 кв.м., выданный войсковой частью N, путем приобретения в равных долях в собственность квартиру в г. Перми, общей площадью 51,7 кв.м.
В 2004 году это жилое помещение было продано, а в июне 2004 г. была приобретена квартира общей площадью 45,9 кв.м., которая была зарегистрирована в равных долях (по ? доли) на ФИО11 и ее дочь.
В этом жилье ФИО11 проживает совместно с членами ее семьи: супругом, дочерью и сыном, 19 октября 2004 года рождения.
Согласно рапорту о принятии на жилищный учет в связи с увольнением с военной службы, избранным местом жительства ФИО11 являются Московская и Курская области.
В соответствии с Решением Курского городского собрания от 4 мая 2005 г. N 108-3-РС учетная норма площади жилого помещения в г. Курске составляет 12 кв.м. на одного человека. Учетная норма жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещений в Московской области не превышает 10 кв.м.
Удовлетворяя заявление ФИО11, суд исходил только из того, что общая площадь, приходящаяся на каждого члена ее семьи, составляет менее учетной нормы.
С этим выводом судебная коллегия согласиться не может в связи с нижеследующим.
В силу п. 1 ст. 15 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, на получение жилья предусмотрена абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона, согласно которому такие военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого Закона.
Согласно ст. 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
По смыслу ст. 51 ЖК РФ предоставление военнослужащему жилого помещения зависит не только от нуждаемости в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, но и должно быть произведено с учетом его прав на жилые помещения, полученные им либо с учетом его жилищных прав ранее.
Как указано выше, право ФИО11 на обеспечение жилым помещением от военного ведомства было реализовано путем предоставления ее супругу жилищного сертификата, в том числе с учетом жилищных прав ФИО11.
Принимая решение, суд первой инстанции не дал правовой оценки не только обстоятельствам обеспечения ФИО11 жильем в составе семьи ее супруга путем реализации жилищного сертификата, выданного из расчета 54 кв.м., но и общую площадь жилого помещения в г. Перми, приобретенного с использованием указанного жилищного сертификата, которая составляла 51,7 кв.м.
В соответствии с решением Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. N 103 размер учетной нормы жилого помещения составляет 12 квадратных метров на одного человека.
Из изложенного следует, что семья ФИО11 до продажи квартиры в г. Перми была обеспечена жилым помещением по нормам, установленным законом, как в указанном населенном пункте, так и по месту прохождения военной службы и по избранному месту жительства.
Последовавшее за этим распоряжение приобретенной за счет государственных средств квартирой и покупка жилья меньшей площадью в г. Курске совершено ФИО11 и ее супругом по их собственному волеизъявлению.
Данное юридически значимое обстоятельство, имеющее существенное значение для дела, также не получило оценки в судебном решении.
В силу подп. "а" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (далее - Правила), не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Вместе с тем в системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства приведенные положения Правил допускают возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общего требования - наличия предусмотренных нормативными правовыми актами оснований для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Вместе с тем данное основание является применимым лишь в результате положительной перспективы обеспечения военнослужащего и членов его семьи жилым помещением на момент принятия решения вопроса о принятии на жилищный учет.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", применимым к рассматриваемым правоотношениям в связи с наличием у ФИО11 жилья в собственности, обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Положение закона, предусматривающее представление военнослужащими при получении жилого помещения по избранному месту жительства документов об освобождении жилого помещения, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 22 января 2014 г. N 19-О, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.
Из материалов дела видно, что приобретенное за счет средств Министерства обороны Российской Федерации жилое помещение в государственную собственность заявителем не передано и на настоящий момент продолжает находиться в собственности последнего.
Вывод суда первой инстанции о том, что вопрос о сдаче жилья не является основанием для отказа в постановке на жилищный учет, так как разрешается на стадии предоставления жилого помещения, основан на неправильном определением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, и ошибочном толковании закона.
Как указано выше, из материалов дела следует, что ФИО11 и члены ее семьи, даже с учетом родившегося в 2004 году сына, были обеспечены жилой площадью по установленным нормам, а нуждаемость в жилом помещении возникла в результате действий заявителя и членов его семьи.
Таким образом, по делу установлено, что заявитель и члены его семьи были обеспечены за счет Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением по установленным нормам, распорядились им по собственному усмотрению таким образом, что в настоящее время являются нуждающимися по месту прохождения военной службы.
Правовая оценка жилищных условий в этом случае, вопреки выводу суда первой инстанции, должна осуществляться не в отношении жилого помещения, занимаемого ФИО11 и членами ее семьи на данный момент, а применительно к жилому помещению, которым они были обеспечены военным ведомством ранее путем предоставления жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, общей площадью 54 кв.м.
Поскольку общая площадь квартиры, исходя из которой был рассчитан жилищный сертификат, а также приобретенное ими с использованием этого финансового инструмента жилое помещение не позволяют признать ФИО11 с составом ее семьи нуждающейся в жилье, у суда на настоящий момент не имелось оснований для признания оспоренного решения жилищной комиссии незаконным и удовлетворения заявления.
При таких данных следует признать, что судебное решение подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п. 1 и 4 ст. 310 КАС РФ, а в удовлетворении заявления ФИО11 надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п. 1 и 4 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Курского гарнизонного военного суда от 12 октября 2015 г. по административному исковому заявлению ФИО1 Николаевны в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильным применением норм материального права отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.
Подписи
Верно
Председательствующий
ФИО10
Секретарь судебного заседания
ФИО4
21 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.