Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Фоминой А.И., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 1 декабря 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана, действующего в интересах Алешина А.Я., к Государственному учреждению - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
по апелляционной жалобе Алешиной Я.В., действующей в интересах несовершеннолетнего сына Алешина А.Я.,
на решение Курганского городского суда Курганской области от 28 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Иск прокурора города Кургана в интересах ребенка-инвалида Алешина А.Я. в лице законного представителя Алешиной Я.В. к Государственному учреждению - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Коуровой В.Е. об обстоятельствах дела, объяснения прокурора Половниковой А.А., представителя истца Алешиной Я.В. - Рязанова В.А., представителя ответчика Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Будниковой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кургана, действуя в интересах Алешина А.Я., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Курганскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Курганское региональное отделение ФСС РФ) о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение Алешину А.Я. и сопровождающему лицу за 2014 год, бесплатного проезда до места лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований указывал, что несовершеннолетний Алешин А.Я., родившийся " ... ", является ребенком - инвалидом и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно. 09.06.2014 законный представитель ребенка обратился в ГУ - Курганское региональное отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями, подтвержденными справкой Государственного бюджетного учреждения "Курганская детская поликлиника" от " ... " N 133. Согласно уведомлению ГУ - Курганское региональное отделение ФСС РФ Алешин А.Я. поставлен на учет для получения путевки, однако за 2014 год путевка до настоящего времени не предоставлена. По обращению Рязановой Р.В. - доверенного лица законного представителя Алешиной Я.В. по факту не предоставления Алешину А.Я. путевки на санаторно-курортное лечение прокуратурой города Кургана проведена проверка, в ходе которой установлено, что Алешиным А.Я. были выполнены все требования закона для получения санаторно-курортной путевки за 2014 год, однако путевка не предоставлена. Полагая, что право Алешина А.Я., предусмотренное Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", нарушено, прокурор города Кургана обратился в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Поспелова М.А. и представитель Алешиной Я.В. - Рязанов В.А. на требованиях настаивали по доводам, изложенным в иске.
Истец Алешина Я.В. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика ГУ - Курганское региональное отделение ФСС РФ - Мироненко Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не соглашалась по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Курганской области в судебное заседание не явился, просили рассматривать дело в их отсутствие, разрешение спора оставили на усмотрение суда.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Алешина Я.В. просит решение суда отменить и принять по новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что с решением суда она не согласна, ответчиком нарушены права ее несовершеннолетнего сына на социальное обеспечение в виде санаторно-курортного лечения в 2014 году. Заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение 09.06.2014, приложив необходимые медицинские документы, свидетельствующие о нуждаемости ребенка в санаторно-курортном лечении, поэтому путевка должна быть предоставлена. Отказ в предоставлении социальной помощи по мотивам недостаточности бюджетного финансирования является незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ГУ - Курганское региональное отделение ФСС РФ, выражая согласие с постановленным решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Алешиной Я.В. - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон N 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе дети - инвалиды.
Согласно п. 1.1 и п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включаются: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона N178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Указанные органы, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п. 3.9 Порядка).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Алешин А.Я., родившийся " ... ", является ребенком-инвалидом, инвалидность повторно установлена на срок с " ... " до " ... ", что подтверждается справкой серии " ... " N от " ... " (л.д. 10).
Государственным бюджетным учреждением "Курганская детская поликлиника" Алешину А.Я. выдана справка для получения путевки по форме N от " ... " N, которая подтверждает наличие медицинских показаний на санаторно-курортное лечение (л.д. 18).
09.06.2014 доверенное лицо законного представителя Алешиной Я.В. - Рязанова Р.В. обратилась в ГУ - Курганское региональное отделение ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение Алешину А.Я., приложив вышеуказанную справку (л.д. 17).
В этот же день заявление было рассмотрено ГУ - Курганское региональное отделение ФСС РФ в установленном законом порядке, Алешин А.Я. был поставлен на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, регистрационный номер заявления в 2014 году - N, о чем Рязановой Р.В. выдано соответствующее уведомление (л.д.16).
До настоящего времени путевка Алешину А.Я. за 2014 год не предоставлена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора города Кургана, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение в порядке очередности и в объеме выделенных бюджетных средств не противоречит закону, а предоставление Алешину А.Я. такой путевки вне очереди приведет к нарушению прав иных граждан, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в ГУ - Курганское региональное отделение ФСС РФ, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения заявителя по данному вопросу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и их правовым обоснованием.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 и п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.09.2004 N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно информации ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области от 24.06.2015 N 21-15170 Алешин А.Я. с 12.02.2014 по 31.12.2014 состоял в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя обеспечение лекарственными препаратами, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, оплату проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. С 01.01.2015 по 29.02.2016 Алешин А.Я. состоит в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, оплату проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно (л.д. 19).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12. 2013 N 1294).
Согласно ч.1 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2014 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.12.2013 N 750н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1527, 2 руб.; в 2015 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 1028,9 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1609,4 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.12.2014 N 1211н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, оплаты проезда к месту лечения и обратно, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение и оплаты проезда, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда..
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч.3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17.07.199 N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Согласно реестра граждан льготных категорий, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, вставших на учет за период с 06.08.2012 до 01.12.2014, Алешин А.Я. по дате подачи заявления на получение санаторно-курортной путевки от 09.06.2014 зарегистрирован под N 2487. По состоянию на 31.08.2015 путевки на санаторно-курортное лечение выделяются гражданам льготной очереди, подавшим заявление для предоставления путевки по 04.02.2013 (л.д. 50-54, 46).
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Алешину А.Я. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
При этом, действующим законодательством предусмотрено, что если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
В связи с чем, оснований считать, что право Алешина А.Я. на получение путевки в 2014 году нарушено, не имеется, поскольку право на такое предоставление за ним сохраняется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы основаны на избирательном толковании норм материального права, исходя из процессуальной позиции стороны истца, и не служат основаниями для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алешиной Я.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Алешина А.Я. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.