Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Фоминой А.И., Коуровой В.Е.,
с участием прокурора Половниковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 1 декабря 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах инвалида Корнильцевой Л.Ф. к ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,
по апелляционной жалобе Корнильцевой Л.Ф. на решение Курганского городского суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора г. Кургана в интересах инвалида " ... " группы Корнильцевой Л.Ф. к ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение Корнильцевой Л.Ф. за " ... " с оплатой проезда до места лечения и обратно за счет средств федерального бюджета оставить без удовлетворения."
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Фоминой А.И. об обстоятельствах дела, пояснения истца Корнильцевой Л.Ф. и прокурора Половниковой А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Немковой А.И., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кургана обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Курганскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) в интересах Корнильцевой Л.Ф. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
В обоснование иска указывал, что прокуратурой города Кургана проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. Корнильцева Л.Ф., " ... " года рождения, имеет " ... " группу инвалидности, а значит, имеет право на предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". ГБУ "Курганская поликлиника N" " ... ", " ... " истцу рекомендовано санаторно-курортное лечение. " ... " истец обратилась в ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с п. 8 ст. 6.1, пп. 1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", однако ответчиком путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена не была. Прокурор просил возложить на ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение Корнильцевой Л.Ф. за " ... " с оплатой проезда до места лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании прокурор Поляковская И.В. на исковых требованиях настаивала, дав пояснения, согласно доводам, изложенным в иске.
Корнильцева Л.Ф. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Мироненко Е.В., действующая по доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что " ... " истец была поставлена на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь, в настоящее время регистрационный номер истца N. В " ... " ответчик по объективным причинам не предоставил Корнильцевой Л.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение, поскольку обеспечение путевками осуществлялось в рамках выделенных ассигнований из средств федерального бюджета на эти цели и в порядке очередности льготным категориям граждан. Бюджетные ассигнования на оплату путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан, доведенные до Отделения Фонда " ... " освоены в полном объеме, в результате санаторно-курортными путевками обеспечены граждане, вставшие на учет по " ... ". Обеспечение отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение за счет иных средств, кроме выделенных на эти цели, действующим законодательством не предусмотрено. Пояснила, что путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться гражданам, имеющим право на государственную помощь в виде набора социальных услуг, в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Соблюдение такой последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществлением прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Курганской области не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Корнильцева Л.Ф. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее заявленных требований. В обоснование приводит доводы, изложенные в суде первой инстанции. Считает, что право на получение путевки гарантировано государством. А поскольку она своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, путевка должна быть предоставлена. Отказ в предоставлении социальной помощи по мотивам недостаточности бюджетного финансирования является незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выражая несогласие с доводами жалобы, просил решение суда оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Корнильцева Л.Ф. и прокурор Половникова А.А., поддержали доводы апелляционной жалобы,
Представитель ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Немкова А.И., с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Корнильцева Л.Ф. является инвалидом второй группы (справка серии " ... " N) и в соответствии со справкой ГБУ "Курганская поликлиника N" истцу показано санаторно-курортное лечение.
" ... " Корнильцева Л.Ф. обратилась в ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов.
" ... " Корльницева Л.Ф. была принята ответчиком на учёт для обеспечения санаторно-курортным лечением, регистрационный номер заявления - " ... ".
В 2014 году путёвка на санаторно-курортное лечение Корнильцевой Л.Ф. предоставлена не была. В настоящее время номер очереди истца - " ... "
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении, указав, что обеспечение санаторно-курортным лечением в порядке очередности и в пределах выделенных бюджетных средств не противоречит закону, а предоставление путевки на санаторно-курортное лечение вне очереди приведет к нарушению прав граждан, вставших на учет раньше.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и их правовым обоснованием.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Согласно ст. 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона N178-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
В силу п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Анализ приведенных выше нормативных актов свидетельствует о том, что право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ категории граждан, а установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N 686-О).
Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
В связи с чем, как верно отметил суд первой инстанции, оснований считать, что право истца на получение путевки в " ... " нарушено, не имеется, поскольку право на такое предоставление за ним сохраняется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы основаны на избирательном толковании норм материального права, исходя из процессуальной позиции стороны истца, и не служат основаниями для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Корнильцевой Л.Ф. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий: Шарыпова Н.В.
Судьи: Фомина А.И.
Коурова В.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.