Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Булгаковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 декабря 2015 года гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Коркиной О.И. к Государственному бюджетному профессиональному учреждению "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 22 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области удовлетворить.
Признать за Коркиной О.И. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу Коркиной О.И. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере " ... " рубля 88 копеек".
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд в интересах Коркиной О.И. с исковыми требованиями к Государственному бюджетному профессиональному учреждению "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)", (далее по тексту - ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)", Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области.
В обоснование иска с учетом изменения требований, указывал, что в результате проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что Коркина О.И. проживает в сельской местности по адресу: "адрес", является педагогическим работником и имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
В связи с тем, что Главное управление образования Курганской области установило норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых педагогическими работниками жилых помещений, в течение период с " ... " по " ... " истец самостоятельно оплачивала потребленную сверх установленного норматива электроэнергию. Считал, что отсутствие в жилом помещении Коркиной О.И. отдельного прибора учета электроэнергии потребленной на освещение жилого помещения не может являться основанием для отказа в возмещении произведенных истцом расходов по оплате электроэнергии в полном объеме. Указывал, что в период с " ... " по " ... " Коркина О.И. оплатила за электроэнергию " ... " руб. 46 коп., из которых ей было возмещено только " ... " руб. Сумма некомпенсированных истцу расходов составила " ... " руб. 46 коп.
Ссылаясь на нормы статьей 15 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом изменения иска прокурор просил признать за Коркиной О.И. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления, взыскать с ответчиков в пользу Коркиной О.И. денежные средства, потраченные на оплату освещения, в размере " ... " руб. 88 коп. за счет средств бюджета Российской Федерации - Курганской области.
В судебном заседании помощник прокурора Петров Д.А. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Истец Коркина О.И. в судебном заседании не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, на исковых требованиях настаивала.
Представители ответчиков ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)", Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области, третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседании не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области, полагая его не соответствующим закону и подлежащим отмене.
Настаивая на незаконности судебного решения, ответчик указывает, что в связи с установлением федеральным законодателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям субъекта, подлежащим финансированию за счет собственных средств субъекта, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании", из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Курганской области не поступают с 1 января 2005 года.
В связи с тем, что право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено актом федерального законодательства, при том, что условия и порядок их предоставления и возмещения не урегулированы, а полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, значит финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" и обеспечивающиеся за счет средств казны Курганской области, выполнены субъектом Российской Федерации в полном объеме.
Ответчик считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, то есть в части не обеспеченной Законом Курганской области N 75, является расходным обязательством Российской Федерации, а вывод суда о праве истца на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области не соответствует закону.
Обращает внимание, что Законом Курганской области N 75 предусмотрено право педагогических работников на меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение жилого помещения, а не электроснабжения в целом. Данный закон не опротестован, его положения не признаны несоответствующими действующему законодательству. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Действующее законодательство позволяет определить годовой расход электроэнергии, потребляемой электроприборами расчетным методом. Доказательств того, что истец понес расходы на освещение превышающие расходы, возмещенные ему образовательным учреждением, в материалы дела не представлено.
Полагает, что возложив на Финансовое управление Курганской области обязанность по компенсации истцу расходов на освещение, суд нарушил нормы бюджетного и гражданского законодательства, так как главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)" является Главное управление образования Курганской области. Полагает необоснованным применение к спорным правоотношениям нормы ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку совокупность оснований для ее применения в настоящем случае не установлена.
Полагает, что компенсация, на которую Коркина О.И. имеет право, выплачена ей в полном объеме в соответствии с Законом Курганской области N 75. Нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Коркина О.И. в период с " ... " по " ... " состояла в трудовых отношениях с ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)" в должности " ... " производственного обучения.
Коркина О.И. проживает в "адрес" Курганской области в жилом помещении по "адрес", принадлежащем истцу на основании договора дарения от " ... ", с " ... " зарегистрирована в указанном помещении. Вместе с ней в данном жилом помещении проживает ее сын Евдокимов Е.И.
Согласно справке "Энергосбыт" - филиала ОАО "Энергосбытовая компания "Восток", за период с " ... " по " ... " истцом оплачено за потребленную электроэнергию " ... " руб. 88 коп.
Согласно справке ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)" от " ... " N, в " ... " Коркиной О.И. было возмещено в счет расходов по оплате электроэнергии " ... " руб., в " ... " - " ... " руб.
Настаивая на праве Коркиной О.И. на компенсацию понесенных ею расходов на оплату электроэнергии в полном объеме, прокурор заявлял о неправомерности действий ответчиков, по установлению нормативов потребления электроэнергии на освещение жилого помещения истца, полагая, что такие действия влекут ограничение права истца на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в полном объеме.
Судебная коллегия находит данные доводы прокурора обоснованными и соответствующими закону по следующим основаниям.
Порядок и основания компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируются положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 сентября 2013 года.
До принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ), педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливались законодательством Российской Федерации и обеспечивались за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - устанавливались законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", действующий с 1 сентября 2013 года предоставляет педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) аналогичное право на получение компенсации их расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в полном объеме. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).
Из анализа норм федерального законодательства следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам на территории Курганской области регулируется Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области". Статьей 2 данного Закона определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к числу которых отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
Пунктом 1 статьи 4 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, определены Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 8 октября 2005 года N 379.
Пунктом 6 данного Порядка установлено, что педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления). Начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раз. 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (пункт 9).
Пунктом 2 ст. 3 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 определено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется в полном объеме для их возмещения.
Из совокупности приведенных норм закона следует вывод, что право педагогических работников проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на компенсацию расходов на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений гарантировано государством в полном объеме. При этом, каких-либо ограничений в виде установления нормативов потребления коммунальных услуг или предоставления частичной компенсации, соответствующей доле гражданина в праве собственности на жилое помещение, законом не предусмотрены.
Согласно статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что предоставляемая Коркиной О.И. в " ... " мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, и не обеспечила полного возмещения ее расходов по оплате коммунальной услуги, суд принял правильное решение об удовлетворении исковых требований, взыскав в пользу истца сумму оплаченных ею, но некомпенсированных расходов на электроэнергию за период с " ... " по " ... " годов в размере " ... " руб. 88 коп.
Довод апелляционной жалобы о том, что при реализации названной льготы необходимо разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение", а при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать электроэнергию, расходуемую только на освещение помещения согласно установленному нормативу потребления, несостоятелен, так как основан на ошибочном, субъективном толковании ответчиком норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности возложения судом обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме на Финансовое управление Курганской области также не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Статья 7.2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" предусматривает, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
Пунктами 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года N 379, установлено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
Ответчиками не оспаривалось, что ГБПОУ "Лебяжьевский агропромышленный техникум (казачий кадетский корпус)" является образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. В связи с тем, что учредителем данного учреждения является Курганская область, меры социальной поддержки, на которые имеет право истец, являются расходными обязательствами данного субъекта Российской Федерации и финансирование расходов по обеспечению указанных мер является расходным обязательством Курганской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Статьей 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Законом Курганской области от 8 декабря 2010 года N 78 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусмотрены расходы Финансового управления Курганской области на мероприятия в области социального обеспечения населения в виде субвенций на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).
Аналогичные расходы Финансового управления Курганской области предусмотрены в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2014 год, утвержденной Законом Курганской области от 3 декабря 2013 года N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
С учетом изложенного судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о взыскании с пользу Коркиной О.И. понесенных ею убытков в полном объеме с Финансового управления Курганской области.
Судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, а повторяют по существу правовую позицию истцов, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемом решении суда. Приведенные доводы являются следствием несогласия Финансового управления Курганской области с принятым судебным актом, сводятся к оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и на иное применение и толкование закона.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которых дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства. Возражения ответчика против данной судом оценки собранным доказательствам и установленным обстоятельствам сами по себе в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не влекут отмену судебного постановления. Доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы суда первой инстанции, не влияют на законность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Литвинова И.В.
Судьи: Богданова О.Н.
Ушакова И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.