Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Фроловой Ж.А., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Б.Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 декабря 2015 года гражданское дело по иску Т.Е.И., Т.Е.В. к Главному управлению образования Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести выплату,
по апелляционной жалобе Т.Е.И., Т.Е.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 сентября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Т.Е.И., Т.Е.В. к Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным решения от 20.04.2015 об отказе в предоставлении регионального материнского капитала, возложении обязанности произвести выплату регионального материнского капитала отказать".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснения представителя третьего лица Правительства Курганской области - С.М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.Е.И. и Т.Е.В. обратились в суд с иском к Главному управлению образования Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести выплату.
В обоснование требований указывали, что 18.11.2014 между ними и ОАО "К"" заключен договор займа N на сумму " ... " руб. на 240 месяцев, с процентной ставкой по займу 10,60% годовых, для целевого использования - приобретения квартиры по адресу: "адрес", стоимостью " ... " руб. При заключении договора они рассчитывали на действие целевой программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011-2015 годы", утвержденной Правительством Курганской области от 25.10.2010 N 495. 14.01.2015 у истцов родилась дочь - Т.Я.Е ... Отцом Т.В.А. - первого ребенка Т.Е.И. Т.Е.В. не является. 20.04.2015 ответчиком принято решение об отказе в предоставлении их семье регионального материнского капитала в связи с рождением Т.Я.Е. со ссылкой на постановление Правительства Курганской области от 22.12.2014 N 495, которым внесены изменения в постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 504 "О государственной программе Курганской области "Развитие жилищного строительства" на 2014-2018 годы". Поскольку изменения в Программу внесены после рождения их совместного ребенка, то они не могут применяться к их семье.
Просили признать решение Главного управления образования Курганской области от 20.04.2015 об отказе в предоставлении регионального материнского капитала незаконным, обязать Главное управление образования Курганской области произвести Т.Е.И. и Т.Е.В. выплату регионального материнского капитала.
В судебном заседании истцы Т.Е.И., Т.Е.В. заявленные исковые требования поддерживали.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве против удовлетворения исковых требований возражал.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области С.Н.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы Т.Е.В. и Т.Е.И. просят решение Курганского городского суда Курганской области от 18.09.2015 отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывают, что судом неправильно применены нормы процессуального и материального права. Вновь ссылаются на то, что их совместная дочь Т.Я.Е. родилась до вступления в силу изменений в постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 504 "О государственной программе Курганской области "Развитие жилищного строительства" на 2014-2018 годы". Внесенные в постановление изменения не имеют обратной силы, поэтому не должны применяться по их заявлению. Т.Е.В. не является отцом первого ребенка супруги - Третьяковой Виктории, 2007 года рождения, ребенок им не удочерен. Поэтому для Т.Е.В. дочь Т.Я.Е., родившаяся 14.01.2015 - первый ребенок. В связи с этим полагают, что имеют право на получение регионального материнского капитала в связи с рождением совместного ребенка. Решение Главного управления образования Курганской области от 20.04.2015 об отказе в предоставлении регионального материнского капитала является незаконным и нарушает их права на получение мер соцподдержки. Ранее им не сообщалось, что региональная субсидия будет предоставляться лишь в случае рождения ребенка до 31.12.2014. Ссылаются на то, что решением Курганского городского суда Курганской области от 26.08.2015 были удовлетворены аналогичные исковые требования Смирнягина и Орловой, полагают, что судебная практика по данной категории дел должна быть единообразной.
В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление образования Курганской области выражает согласие с постановленным решением, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Курганской области выражает согласие с решением суда. Указывает, что семья истцов не соответствовала условию, предусмотренному абз. 4 п. 3 Порядка предоставления материнского капитала, так как Т.Я.Е. является вторым ребенком в семье и рождена в январе 2015 года. На момент обращения истцов за получением региональной субсидии при рождении ребенка за счет средств областного бюджета уже действовала редакция, предусматривающая новые условия и порядок предоставления материнского капитала.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица Правительства Курганской области - С.М.В. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, жалобу - неподлежащей удовлетворению.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили. Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия постановиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что 16.09.2014 между Т.Е.В. и Т. (Третьяковой) Е.И. был заключен брак (свидетельство N от 16.09.2014 - л.д. 11).
14.01.2015 у супругов Т. родилась дочь - Т.Я.Е. (свидетельство о рождении I N от 19.01.2015 - л.д. 12).
У Т.Е.И. также имеется дочь Т.В.А., " ... " года рождения (свидетельство о рождении I-БС N от " ... " - л.д. 13).
18.11.2014 между ОАО "К" и Т. заключен договор займа N на сумму " ... " руб., сроком на 240 месяцев, с процентной ставкой 10,60 % годовых для приобретения в общую совместную собственность жилого помещения (л.д. 19-44).
По договору купли-продажи от 18.11.2014 Т. за счет собственных и заемных средств приобрели двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес" (л.д. 15-18).
08.04.2015 Т.Е.И. обратилась в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении ребенка) на основании подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области" государственной программы Курганской области "Развитие жилищного строительства" на 2014-2018 годы" (л.д. 55).
Уведомлением Главного управления образования Курганской области от 23.04.2015 N семье Т. отказано в предоставлении регионального материнского капитала (л.д. 45-46).
Согласно положениям п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 504 утверждена государственная Программа Курганской области "Развитие жилищного строительства" на 2014-2018 годы. Данным постановлением определен Порядок предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) (далее - Порядок) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы Курганской области "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области" государственной Программы Курганской области "Развитие жилищного строительства" на 2014-2018 годы.
Согласно п. 2 Порядка материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодой семье, в том числе неполной молодой семье, состоящей из одного молодого родителя и одного ребенка и более, соответствующей следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка не превышает 35 лет; на момент рождения (усыновления) ребенка одним или обоими родителями приобретено (построено, строится) жилье в рамках одной из реализуемых в Курганской области программ; оба родителя (в неполной молодой семье - один родитель) на момент рождения (усыновления) ребенка являются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Курганской области; у одного или обоих родителей имеется непогашенная задолженность по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья в рамках целевых и государственных Программ Курганской области, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; молодая семья ранее не получала социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050.
Несоответствие молодой семьи условиям, предусмотренным п. 2 Порядка, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении молодой семье материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) (п. 9 Порядка).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Т.Е.И., Т.Е.В., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Главного управления образования Курганской области от 20.04.2015 об отказе в предоставлении регионального материнского капитала является законным, оснований для предоставления истцам региональной субсидии не имеется. При этом судом верно установлено, что семья Т. не соответствует условиям участия в подпрограмме, поскольку постановлением Правительства Курганской области от 22.12.2014 N 495 внесены изменения в п. 3 Порядка, согласно которым с 01.01.2015 материнский капитал предоставляется только семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и регионального материнского капитала в виде единовременной выплаты при рождении в семье третьего или последующего ребенка в соответствии с Законом Курганской области от 09.03.2007 N 232 "О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области". Кроме того, судом установлено, что Т.Е.И. обращалась в Управление Пенсионного фонда России г. Шадринска и Шадринского района с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", государственный сертификат истцу выдан.
Судебная коллегия соглашается с постановленным решением, поскольку при рассмотрении дела суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, обстоятельства, имеющие значение для дела, и закон, которым следует руководствоваться. Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям материального права, установленным по делу обстоятельствам, основаны на исследованных судом доказательствах. У судебной коллегии отсутствуют основания для их переоценки.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции верно применил положения действующего законодательства, подробно обосновал применение к спорным правоотношениям постановлений Правительства Курганской области N 496 от 22.12.2014 и N 48 от 10.03.2015.
В целом доводы жалобы не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными, так как сводятся к несогласию с выводами суда, а также к неверному толкованию норм материального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, а также на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены постановленного решения, в апелляционной жалобе не содержится.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 18 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.Е.И., Т.Е.В. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.