Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Голубь Е.С.,
при секретаре судебного заседания Бабкиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 декабря 2015 г. гражданское дело по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Межборного сельского совета Притобольного района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки
по апелляционной жалобе Администрации Межборного сельского совета Притобольного района Курганской области на решение Притобольного районного суда Курганской области от 29 октября 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования Курганского межрайонного природоохранительного прокурора Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Межборного сельсовета Притобольного района Курганской области о признании бездействия Администрации Межборного сельсовета Притобольного района, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов в границах территории населенного пункта "адрес" и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Межборного сельсовета Притобольного района, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов в границах территории населенного пункта "адрес".
Обязать Администрацию Межборного сельского совета Притобольного района, организовать работы по ликвидации (сбору и вывозу) несанкционированной свалки мусора и твердых бытовых отходов в границах территории населенного пункта "адрес" на земельном участке сельскохозяйственного использования".
Заслушав доклад судьи Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Поляковской И.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, полагавшей их необоснованными, судебная коллегия
установила:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Притобольный районный суд Курганской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Межборного сельского совета Притобольного района Курганской области (далее по тексту - Администрация Межборного сельсовета) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки
В обоснование указал, что Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации, поступившей от Управления Россельхознадзора по Курганской области, была проведена проверка исполнения экологического законодательства при размещении твердых бытовых отходов на территории "адрес". В результате проверки было установлено, что в границах территории населенного пункта "адрес" Размещение свалки может привести к возгоранию мусора и выбросу в атмосферу вредных веществ, что может оказывать отрицательное влияние на здоровье населения и окружающую среду. Администрация Межборного сельсовета, на которую в силу закона возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок мусора, данную обязанность не исполняет, чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на нормы статей 13, 42, 72 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Межборного сельсовета, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов и возложить на ответчика обязанность ликвидировать данную свалку.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, У.А.П. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации Межборного сельсовета - глава Администрации Ильина З.П., иск не признала. Пояснила, что свалка мусора в указанном месте существует с " ... " года. По мере возможности Администрация Межборного сельсовета принимает меры по её очистке, но такая возможность не всегда имеется, так как часто ломается техника, нет средств в бюджете. Замусоривание происходит из-за того, что отходы туда свозятся жителями всего района. Земельный участок, на котором расположена свалка, планируется официально оформить под её размещение, но данный процесс еще не завершен.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Притобольного района Курганской области по доверенности П.Н.В. с иском не согласилась. Пояснила, что Администрация Межборного сельсовета предпринимает меры по утилизации мусора, но не может контролировать действия всех жителей населенного пункта, которые вывозят отходы на данную свалку. В настоящее время проводятся мероприятия по включению участка площадью 1,8 га в земельный участок площадью 4000 га, который планируется отвести под место размещения твердых бытовых отходов. Уже изготовлен межевой план, земельный участок поставлен на кадастровый учет, но оформление документов в полном объеме еще не завершено, официальной свалки мусора в данном месте нет.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области по доверенности О.В.В. иск поддержал, считая его обоснованным.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по доверенности С.Ю.Л. иск поддержал. Пояснил, что земельный участок площадью 1,8 га, на котором выявлена несанкционированная свалка мусора, не войдет в земельный участок площадью 4000 га, который планируется оформить как место размещения твердых бытовых отходов. Под свалку отводится только бывший песчаный карьер площадью 4000 га, а несанкционированная свалка, являющаяся предметом спора, выходит за его пределы. Администрация Межборного сельсовета свои обязанности по очистке территории поселения от мусора не исполняет.
Притобольным районным судом Курганской области 29 октября 2015 г. постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Администрация Межборного сельсовета, считая его незаконным.
В обоснование указывает, что Администрацией Притобольного района Курганской области составлен договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки мусора в "адрес" от " ... ", работы начаты, но еще не закончены, так как у них старый бульдозер, который часто выходит из строя и в настоящее время находится в ремонте. Другой техники в районе нет. Полная ликвидация свалки невозможна, так как она существует более 15 лет и является официальным местом, куда жители населенных пунктов "адрес", "адрес" и "адрес" свозят мусор и бытовые отходы. В "адрес" свалка закрыта. Ликвидация спорной свалки приведет к возникновению иных несанкционированных свалок, так как иного места для хранения мусора на территории Межборного сельсовета не имеется.
Кроме данных доводов отмечает, что в связи с наступлением холодов, производить работы по очистке свалки из-за наличия снежного покрова и низкой температуры воздуха не представляется возможным. В бюджете Межборного сельсовета не предусмотрены средства на ликвидацию свалки.
Также указывает, что в настоящее время осуществляются работы по оформлению земельного участка, на котором расположена свалка, как официального места складирования и хранения твердых бытовых отходов, проведено межевание, составлен акт выбора участка.
С учетом изложенного, просит отменить решение суда.
Представители Администрации Притобольного района Курганской области, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили. От представителей Администрации Межборного сельского совета Притобольного района Курганской области, Правительства Курганской области, Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области поступили ходатайства о рассмотрении жалобы без участия их представителей, в связи с этим, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в редакции от 13 июля 2015 г.) "Об охране окружающей среды".
Из материалов дела усматривается, что 6 ноября 2014 г. сотрудниками Управления Россельхознадзора по Курганской области была проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Межборного сельсовета, в результате которой установлено, что в границах территории населенного пункта "адрес", на земельном участке сельскохозяйственного назначения расположена несанкционированная свалка мусора и твердых бытовых отходов площадью 1,8 га (л.д. 11-13).
По результатам проверки, в адрес Администрации Межборного сельсовета в лице Главы Администрации Ильиной З.А. выдано предписание от 6 ноября 2014 г. N об очистке в срок до " ... " от захламления твердыми бытовыми отходами и мусором земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1,8 га, на котором выявлена несанкционированная свалка (по установленным координатам) (л.д. 14).
27 февраля 2015 г. Управление Россельхознадзора по Курганской области направило в адрес Администрации Межборного сельсовета требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение предписания от 6 ноября 2014 г. N, либо документов, подтверждающих оформление данного земельного участка под свалку мусора и твердых бытовых отходов (л.д. 29).
В ответ на данное требование, Администрация Межборного сельсовета запросила отсрочку по очистке земельного участка в связи с неблагоприятными погодными условиями и недостаточности финансовых средств. Сообщила, что документы на оформление земельного участка под свалку мусора и твердых бытовых отходов находятся в стадии изготовления (л.д. 30).
Из ответа на данный запрос Управления Россельхознадзора по Курганской области следует, что срок исполнения предписания от 6 ноября 2014 г. N продлен до 20 июля 2015 г. (л.д. 31).
26 июня 2015 г. Управление Россельхознадзора по Курганской области вновь направило в адрес Администрации Межборного сельсовета требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение предписания от 6 ноября 2014 г. N, либо документов, подтверждающих оформление данного земельного участка под свалку мусора и твердых бытовых отходов (л.д. 32).
На данное требование ответчиком 20 июля 2015 г. был дан ответ о том, что Администрацией Межборного сельсовета проводятся работы по оформлению земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, как официального места хранения и размещения твердых бытовых отходов, представлен соответствующий пакет документов (л.д. 33).
21 июля 2015 г. государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Курганской области О.В.В. в адрес начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Курганской области направлено сообщение о том, что Администрация Межборного сельсовета в неполном объеме произвела работы по оформлению земельного участка - территории бывшего песчаного карьера площадью 4000 га под объект размещения твердых бытовых отходов. Документы, подтверждающие проведение работ по очистке земельного участка от свалки мусора на площади 1,8 га, Администрацией Межборного сельсовета не представлены, требования предписания от 6 ноября 2014 г. N не исполнены (л.д. 28).
Разрешая иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке площадью 1,8 га по установленным координатам, относится к полномочиям органа местного самоуправления сельского поселения и счел исковые требования правомерными.
Судебная коллегия находит данные выводы обоснованными, в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ в редакции от 28 ноября 2015 г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", названный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Нормами статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ (в редакции от 28 ноября 2015 г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (части 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
5 августа 1988 г. Главным государственным санитарным врачом СССР утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, которые предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пунктом 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (в редакции от 29 июня 2015 г.) "Об отходах производства и потребления" установлено, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 28 ноября 2015 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 19 части 1 статьи 6 Устава Межборного сельсовета, принятого решением Межборной сельской Думы 24 февраля 2009 N 3, с изменениями от 29 мая 2014 г., установлено, что к вопросам местного значения поселений, отнесенным к ведению Межборного сельсовета, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.19-21).
Таким образом, возлагая на Администрацию Межборного сельсовета обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу о том, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем принятия соответствующих мер по ликвидации свалки, возложена на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию Межборного сельсовета, которая обязана принять меры по очистке территории поселения от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, планируется оформить как официальный объект для размещения твердых бытовых отходов, имеющимися в деле доказательствами не подтверждается.
Из представленных в материалы дела схемы расположения земельного участка под объект размещения твердых бытовых отходов (л.д. 34, 35, 38) данным кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 39), акта выбора и обследования земельного участка под объект размещения отходов в границах Межборного сельсовета (л.д. 67-68), межевого плана (л.д. 70-79), распоряжения Администрации Притобольного района Курганской области от 4 декабря 2014 г. "О предварительном согласовании места размещения объекта размещения отходов северо-восточнее "адрес"" (л.д. 80), Перечня населенных пунктов в которых существует или предполагается организация централизованного сбора и вывоза твердых бытовых отходов (л.д. 106-107) следует, что под объект размещения твердых бытовых отходов планируется отвести земельный участок площадью 4000 га (бывший песчаный карьер).
В то же время, согласно плану местности, предоставленному в материалы дела Управлением Россельхознадзора по Курганской области, земельный участок площадью 1,8 га, на котором расположена несанкционированная свалка, являющаяся предметом настоящего спора, расположен рядом с земельным участком площадью 4000 га (песчаным карьером) и прилегает к нему (л.д. 27).
Доказательств тому, что участок площадью 1,8 га, на котором расположена несанкционированная свалка, являющаяся предметом настоящего спора, также планируется отвести под объект размещения твердых бытовых отходов, ответчиком не представлено (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом судить о том, что бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по ликвидации свалки было вызвано проведением мероприятий по оформлению документов, на основании имеющихся материалов дела невозможно.
Доводы апелляционной жалобы о наличии многочисленных обстоятельств, препятствующих ответчику исполнить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки (невозможность контроля за действиями жителей населенного пункта, выход из строя техники, отсутствие денежных средств в бюджете и прочее) не могут рассматриваться как основание для отмены судебного решения, поскольку данная обязанность возложена на ответчика в силу закона, а конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду не может быть поставлено в зависимость от перечисленных факторов.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые основаны на неправильном толковании норм гражданского законодательства, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 320.1, пунктом 1 абзаца 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Притобольного районного суда Курганской области от 29 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Межборного сельского совета Притобольного района Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.