Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Коуровой В.Е., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Бабкиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 24 декабря 2015 года гражданское дело по иску Андреевцевой О.П., Андреевцева А.С. к Главному управлению образования Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению региональной субсидии при рождении ребенка,
по апелляционной жалобе Андреевцева А.С., Андреевцевой О.П. на заочное решение Курганского городского суда Курганской области от 24 сентября 2015 года, которым постановлено:
иск Андреевцевой О.П., Андреевцева А.С. к Главному управлению образования Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению региональной субсидии при рождении ребенка оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истцов Андреевцевой О.П., Андреевцева А.С. - Угловой С.В., представителя третьего лица на стороне ответчика Правительства Курганской области Семеновой М.В., судебная коллегия
установила:
Андреевцева О.П. и Андреевцев А.С. обратились в суд с иском к Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным отказа в предоставлении им как молодой семье регионального материнского капитала, о возложении обязанности выплатить им за счет областного бюджета региональный материнский капитал.
В обоснование иска указывали, что их семья имеет двоих детей К. " ... " года рождения и Е. " ... " года рождения. Полагая, что их семья имеет право на получение материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета, они обратились с соответствующим заявлением к ответчику, представили необходимые документы. Однако в предоставлении субсидии им было отказано со ссылкой на то, что с 1 января 2015 года региональный материнский капитал предоставляется только при рождении первого ребенка. Истцы полагали данный отказ необоснованным, поскольку соответствующие изменения в постановление Правительства Курганской области вступили в законную силу 20 марта 2015 года, тогда как с заявлением о представлении субсидии они обратились ранее.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Углова С.В. на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте проведения был извещен надлежащим образом. В представленном письменном отзыве ответчик просил рассмотреть дело без участия его представителя, с иском не согласился, указывая, что в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Курганской области от 22 декабря 2014 года N 495 в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 504, с 1 января 2015 года региональный материнский капитал предоставляется только при рождении первого ребенка, поэтому истцам при рождении у них второго ребенка было отказано в предоставлении данной субсидии.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области по доверенности Семенова М.В. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области в судебное заседание не явился. В представленном письменном отзыве просил рассмотреть дело без его участия, оставил разрешение спора на усмотрение суда. Указывал, что 24 апреля 2015 года в отношении Адреевцевой О.П., Андреевцева А.С. вынесено решение об удовлетворении заявления и направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, а именно на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение жилья.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Полагают, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Настаивают на наличии у них права на получение регионального материнского капитала, поскольку второй ребенок родился у них до вступления в законную силу всех изменений, внесенных с 2015 года в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2010 года N 504. Выражают несогласие с выводом суда об установлении в качестве основополагающего момента даты их обращения в Главное управление образования Курганской области в апреле 2015 года, а не даты рождения ребенка.
В представленных возражениях представители ответчика Главного управления образования Курганской области, третьего лица Правительства Курганской области полагали заочное решение суда законным и обоснованным.
В заседании судебной коллегии представитель истцов Андреевцевой О.П., Андреевцева А.С. Углова С.В. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила заочное решение суда отменить.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Правительства Курганской области Семенова М.В. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила заочное решение суда оставить без изменения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Материалы дела свидетельствуют, что истцы Андреевцева О.П. и Андреевцев А.С. с 21 апреля 2012 года состоят в зарегистрированном браке (л.д. 5). " ... " у них родилась дочь К. (л.д. 8).
Установлено, что 21 августа 2014 года Андреевцевы с целью приобретения для постоянного проживания жилого помещения, находящегося по адресу: "адрес", заключили с ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" договор займа N на сумму " ... " руб.
Согласно договору купли-продажи квартиры, заключенному 21 августа 2014 г. между Андреевцевым А.С., Андреевцевой О.П. была приобретена в общую долевую собственность квартира, расположенная по адресу: "адрес", за счет собственных, а также заемных средств, предоставленных ОАО "Курганская ипотечно - жилищная корпорация" по договору займа от 21 августа 2014 года N (л.д. 68-69).
" ... " у истцов родился второй ребенок - А. (л.д.9).
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области от 24 апреля 2015 года N удовлетворено заявление Андреевцевой О.П. о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий - на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение жилья в "адрес" сумме " ... " руб. (л.д. 91).
1 апреля 2015 года истцы обратились в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении ребенка) в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области" государственной программы Курганской области "Развитие жилищного строительства" на 2014-2018 годы и представили необходимые документы, подтверждающие право на получение данной субсидии (л.д. 26).
Решением Главного управления образования Курганской области от 20 апреля 2015 года Андреевцевой О.П., Андреевцеву А.С. было отказано в предоставлении субсидии в связи с несоответствием молодой семьи условиям, предусмотренным абзацем четвертым пункта 3 Порядка, а именно семья имеет основание на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (л.д. 24).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения Главного управления образования Курганской области об отсутствии оснований для предоставления семье Андреевцевых материнского капитала (региональной субсидии), в связи с чем в удовлетворении исковых требований Андреевцевым отказал.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3-1).
Постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 504 утверждена государственная Программа Курганской области "Развитие жилищного строительства" на 2014-2018 годы и определен Порядок предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы Курганской области "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области" (далее - Порядок).
Материалы дела свидетельствуют о том, что на момент обращения Андреевцевых в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении ребенка) за счет средств областного бюджета (1 апреля 2015 года) подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области" государственной программы Курганской области "Развитие жилищного строительства" на 2014-2018 годы и Порядок предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) действовали в редакции постановлений Правительства Курганской области от 22 декабря 2014 года N 495 и от 10 марта 2015 года N 48.
Так, согласно пункту 2 Порядка материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодой семье, в том числе неполной молодой семье, состоящей из одного молодого родителя и одного ребенка и более, соответствующей следующим условиям: 1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка не превышает 35 лет; 2) на момент рождения (усыновления) ребенка одним или обоими родителями приобретено (построено, строится) жилье в рамках одной из перечисленных в данном пункте Программ Курганской области, при этом для целей Порядка приобретенным (построенным, строящимся) в рамках указанных Программ Курганской области жилье считается с момента заключения договора участия в долевом строительстве (договора подряда со строительной организацией) либо договора купли-продажи жилья и кредитного договора (договора займа) с кредитной организацией (работодателем), заключенного в рамках указанных целевых и государственных Программ Курганской области; 3) оба родителя (в неполной молодой семье - один родитель) на момент рождения (усыновления) ребенка являются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Курганской области; 4) у одного или обоих родителей имеется непогашенная задолженность по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья в рамках целевых и государственных Программ Курганской области, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 5) молодая семья ранее не получала социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, и в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 на территории Курганской области.
При этом законодатель указал, что для целей настоящего Порядка оценка молодой семьи на соответствие условиям, изложенным в указанном пункте 2, производится на момент рождения (усыновления) ребенка.
Кроме того, согласно абзацам четвертому и пятому пункта 3 Порядка материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка, рожденного (усыновленного) по 31 декабря 2014 года. С 1 января 2015 года материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", если на момент рождения (усыновления) ребенка молодая семья соответствовала условиям, изложенным в пункте 2 Порядка. В случае если у молодой семьи, ранее не имеющей детей, единовременно рождаются (либо молодой семьей усыновляются) двое и более детей, то молодая семья вправе претендовать на получение материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) на одного ребенка в соответствии с настоящим Порядком. Материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) не предоставляется при усыновлении одним из членов молодой семьи ребенка другого члена молодой семьи.
В соответствии с пунктом 9 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) основанием для принятия решения об отказе в предоставлении молодой семье материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) является несоответствие молодой семьи условиям, предусмотренным пунктом 2 Порядка и (или) абзацами четвертым и (или) пятым пункта 3 Порядка.
Таким образом, закрепив право молодых семей на получение за счет средств областного бюджета региональной субсидии и определив условия его возникновения, Правительство Курганской области, учитывая финансовые возможности субъекта Российской Федерации и иные факторы, предусмотрели и специальные условия для получения субсидии, в том числе с 1 января 2015 года и такое обстоятельство, как предоставление субсидии молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", если на момент рождения (усыновления) ребенка молодая семья соответствовала условиям, изложенным в пункте 2 Порядка.
Нормы, связанные с предоставлением социальных гарантий, трактуются буквально, не подлежат расширительному толкованию.
Поскольку на момент обращения Андреевцевых 1 апреля 2015 года у них имелись основания на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", и они реализовали данное право, обратившись в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане за получением материнского (семейного) капитала, то они не приобрели право на предоставление меры социальной поддержки в виде материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований Андреевцевых о признании незаконным решения Главного управления образования Курганской области от 20 апреля 2015 года об отказе в предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) и возложении на ответчика обязанности предоставить данный материнский капитал (региональную субсидию при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области".
Судебная коллегия полагает, что решение суда по данному спору постановлено в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона, выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы истцов установленных судом первой инстанции обстоятельств дела не опровергают, основаны на избирательном толковании норм материального права, исходя из процессуальной позиции стороны истцов, в связи с чем, не могут служить основаниями для отмены судебного решения.
Решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Курганского городского суда Курганской области от 24 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андреевцевой О.П., Андреевцева А.С. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.