Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Арзина И.В.
судей Пшеничникова Д.В., Лукиных Л.П.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства в г. Кургане 22 декабря 2015 г. административное дело по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольном районе Курганской области к Б.А.Ш. о взыскании недоимки по страховым взносам на страховую часть пенсии, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, пени
по частной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольном районе Курганской области на определение судьи Притобольного районного суда Курганской области от 7 декабря 2015 г., которым постановлено:
административное исковое заявление УПФР в Притобольном районе Курганской области к Б.А.Ш. о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без движения.
Предложить административному истцу исправить указанный недостаток в срок до 14 декабря 2015 года, в противном случае административное исковое заявление будет считаться не поданным и возвращено административному истцу.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольном районе Курганской области обратилось в суд с административным иском к Б.А.Ш. о взыскании недоимки по страховым взносам на страховую часть пенсии, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, пени.
Судьей Притобольного районного суда Курганской области постановлено изложенное выше определение, об отмене которого в частной жалобе просит Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольном районе Курганской области.
В обоснование частной жалобы указывается, что положения ч. 2 ст. 287, п. 1 ч. 1 ст. 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не регламентируют уплату государственной пошлины при подаче административных исковых заявлений о взыскании обязательных платежей и санкций. Также указано, что в силу пп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административные истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы в порядке статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола, судебная коллегия находит частную жалобу подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).
Согласно пункта 1 утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (далее - ПФР), Фонд образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и в соответствии с п.п. 3, 6 Положения обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату государственных пенсий, пособий и иных мероприятий, связанных с деятельностью ПФР.
Средства ПФР формируются за счет страховых взносов и иных средств.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009г. 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (ч.1 ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ).
При этом органы контроля за уплатой страховых взносов в числе прочих наделены полномочиями по взысканию недоимки, а также пени и штрафов, правом предъявления в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков (ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно утвержденному 5 марта 2001г. Положению о государственном учреждении, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольном районе Курганской области входит в систему Пенсионного фонда Российской Федерации и в силу возложенных на него полномочий обеспечивает организацию работы по учету поступления части единого социального налога (взноса) в ПФР, целевому сбору взносов в соответствии с действующим законодательством, аккумуляцию взносов, а также контроль за их своевременным и полным поступлением на государственное пенсионное страхование, иные отнесенные Положением полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации на территории района.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регулируется гл. 32 КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 286 настоящего Кодекса правом обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций наделены органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы).
Как следует из содержания ч. 2 ст. 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
Указание на необходимость приложения к административному иску документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ не содержит.
Порядок, сроки уплаты и размеры государственной пошлины регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ).
По общему правилу, предусмотренному в подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Из анализа вышеприведенного законодательства следует, что при подаче административных исковых заявлений о взыскании обязательных платежей и санкций территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации выступают в качестве уполномоченных контрольных органов, наделенных отдельными государственными функциями.
Обращение с соответствующим административным иском о взыскании с должника недоимки, пени, штрафов прежде всего преследует цель возмещения неполученных фондом средств для выплаты гарантируемых Российской Федерацией государственных пенсий и пособий.
По этой причине часть 2 ст. 287 КАС РФ, корреспондирующая к отдельным положениям ст. 126 КАС РФ, не содержит специальных правил при подаче административного искового заявления для органов Пенсионного фонда, обращающихся за взысканием обязательных платежей и санкций, а также указаний на необходимость уплаты государственной пошлины, тем самым приравнивая органы Пенсионного фонда в части процессуальных прав в административном судопроизводстве к иным уполномоченным органам государственной власти.
Иное толкование указанных положений закона, основанное на формальном отсутствии в подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ в перечне лиц, освобожденных от уплаты пошлины, органов Пенсионного фонда, означало бы возложение на эти органы обязанности уплаты обязательного сбора (государственной пошлины) за осуществление возложенных государством контрольных функций, что, в отличие от положений ГПК РФ, не соотносится с нормами введенного в действие КАС РФ, в рамках которого с 15 сентября 2015г. возможно осуществление принудительного взыскания обязательных платежей и санкций.
Таким образом, требования судьи об уплате государственной пошлины, изложенные в определении об оставлении административного искового заявления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольном районе Курганской области без движения, не соответствуют положениям ч. 2 ст. 287, п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, в связи с чем определение подлежит отмене с направлением административного искового заявления и приложений к нему в Притобольный районный суд Курганской области на стадию его принятия.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что доводы жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольном районе Курганской области о наличии оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления по п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ основаны на неверном толковании законодательства о налогах и сборах, поскольку указанной нормой организации и физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд только в случае, если оно связано с оспариванием действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение судьи Притобольного районного суда Курганской области от 7 декабря 2015 г. отменить.
Административное исковое заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Притобольном районе Курганской области к Б.А.Ш. о взыскании недоимки по страховым взносам направить для рассмотрения в Притобольный районный суд Курганской области.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.