Заместитель председателя Курганского областного суда Толмачев О.Л., рассмотрев жалобу защитника М.С.А. - Г.С.В. на вступившее в законную силу постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области от 17 июня 2015 г., решение судьи Далматовского районного суда Курганской области от 11 августа 2015 г., решение судьи Курганского областного суда от 21 сентября 2015 г. по делу об административном правонарушении по ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Курганской области) Т.О.Ф. N от 17 июня 2015 г. начальник Отделения вневедомственной охраны по Далматовскому району - филиала Федерального государственного казенного учреждения Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области М.С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме " ... " руб.
Решением судьи Далматовского районного суда Курганской области от 11 августа 2015 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Курганского областного суда от 21 сентября 2015 г. постановление должностного лица, решение судьи районного суда оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Курганский областной суд, защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, просит состоявшиеся в отношении М.С.А. постановление должностного лица, а также судебные акты отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 15.15.7 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.
Из протокола об административном правонарушении N от "ДД.ММ.ГГ." следует, что М.С.А., являясь ответственным должностным лицом, несвоевременно - "ДД.ММ.ГГ.", представил в Управление Федерального казначейства по Курганской области сведения о принятых бюджетных обязательств по договору от "ДД.ММ.ГГ." N на сумму " ... " руб. " ... " коп. на техобслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин.
Должностное лицо ТУ Росфиннадзора в Курганской области, а впоследствии и судьи районного и областного судов пришли к выводу о наличии в действиях начальника Отделения вневедомственной охраны по Далматовскому району - филиала Федерального государственного казенного учреждения Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области М.С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 КоАП РФ.
Однако при принятии такого решения не учтено, что операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства.
Вместе с тем, согласно статье 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.
С учетом изложенного, несвоевременное предоставление получателем средств федерального бюджета сведений о принятом бюджетном обязательстве, предусмотренных утвержденным Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, следует рассматривать в контексте статьи 15.15.6 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность в отношении должностных лиц, допустивших непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что М.С.А. представил сведения, необходимые для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением сроков, установленных Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.15.6 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре, в том числе вступивших в законную силу, постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация действий М.С.А. согласуется с положениями указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах действия М.С.А. по несвоевременному представлению сведений о принятом бюджетном обязательстве подлежат квалификации по статье 15.15.6 КоАП РФ.
В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 г.).
Оценивания в совокупности обстоятельства и характер совершенного М.С.А. правонарушения, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств каких-либо негативных последствий, учитывая, что совершенное заявителем административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в области бюджетного законодательства, имеются основания для признания его малозначительным.
Учитывая изложенное, обжалуемые постановление должностного лица, решения судей районного и областного судов подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании статья 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области от 17 июня 2015 г., решение судьи Далматовского районного суда Курганской области от 11 августа 2015 г., решение судьи Курганского областного суда от 21 сентября 2015 г., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении М.С.А. прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Курганского областного суда О.Л.Толмачев
Копия верна:
Заместитель председателя
Курганского областного суда О.Л. Толмачев
18.12.2015
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.