Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В., Алексеевой Г.И.,
при секретаре Казаковой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах Максимова А.К. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение, поступившее по апелляционной жалобе Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 августа 2015 года, которым постановлено:
обязать Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике Чувашии обеспечить Максимова А.К. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год, согласно его заявлению от 03.06.2014 г.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары обратился в суд с иском в интересах Максимова А.К. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее также ГУ - РО ФСС РФ по ЧР) о возложении обязанности предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год на основании его заявления от 03 июня 2014 года.
Требования мотивированы тем, что Максимов А.К. является ... по увечью, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС (инвалидность установлена до 01 ноября 2017 года) и нуждается в санаторно-курортном лечении один раз в год. 03 июня 2014 года Максимов А.К. обратился в отдел социальной защиты населения Московского района г. Чебоксары КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития ЧР с заявлением о предоставлении путевки, на основании которого был поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году, однако путевкой на санаторно-курортное лечение до настоящего времени не обеспечен, несмотря на наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний.
В настоящее время Максимову А.К. во исполнение решения Ленинского районного суда г. Чебоксары по заявлению от 25 декабря 2013 года предоставляется путевка на санаторно-курортное лечение в ООО " ... " с датой заезда 25 августа 2015 года. Непредоставление Максимову А.К. путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год за счет средств федерального бюджета свидетельствует о нарушении его права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
На основании изложенного, просит обязать ответчика обеспечить Максимова А.К. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год согласно его заявлению от 03 июня 2014 года.
Истец Максимов А.К., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района г. Чебоксары Хошобина Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ - РО ФСС РФ по ЧР Колесников Е.Н. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Третьи лица КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития ЧР и Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное ответчиком ГУ - РО ФСС по ЧР по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что не основан на законе вывод суда о том, что путёвка на санаторно-курортное лечение должна предоставляться Максимову А.К. ежегодно, поскольку периодичность предоставления путевок законодательством не предусмотрена. Апеллянт полагает, что путевка должна быть предоставлена истцу в соответствии с очередностью постановки на учет. В случае возложения обязанности на ГУ РО ФСС РФ по ЧР предоставить путевку истцу вне очереди, выдача путевки будет осуществляться в ущерб другим гражданам, ожидающим получения путевки согласно своей очереди, что влечет нарушение пункта 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации. В исковом заявлении и документах, приложенных к нему, не содержится доказательств нарушения действующего порядка предоставления набора социальных услуг в отношении Максимова А.К., право на получение санаторно-курортного лечения за ним сохраняется.
Заместителем прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики до начала судебного разбирательства в суд апелляционной инстанции предоставлено заявление об отказе от искового заявления в интересах Максимова А.К. к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в Чувашской Республике-Чувашии о возложении обязанности предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
Судебная коллегия считает, что отказ прокурора от иска не противоречит закону и подлежит удовлетворению в соответствии со статьей 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
При изложенных обстоятельствах следует принять отказ прокурора от заявленных исковых требований, однако производство по делу прекращению не подлежит.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика ГУ - РО ФСС по ЧР Корсакова Р.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Ишмуратовой Л.Ф., поддержавшей отказ от искового заявления, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела и неявившихся в судебное заседание, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что Максимов А.К., своевременно обратившийся к ответчику с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2014 году и ему не может быть в этом отказано, в связи с чем обязал ГУ - РО ФСС РФ по ЧР предоставить Максимову А.К. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
Между тем коллегия с постановленным по делу решением согласиться не может ввиду неправильного применения судом при его вынесении норм материального права.
Так, в силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Во исполнение указанного Положения Министерством здравоохранения и социального развития РФ 29.12.2004 года был издан Приказ N 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктом 3.1 названного Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
В соответствии с п. 3.3 Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке (п. 3.4 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 года N 256.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 года N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у, действующая с 09.03.2015 года.
В соответствии с п. 3.7 Порядка заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда социального страхования РФ и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
В п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года N 864, установлено, что финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования РФ.
Фонд социального страхования РФ распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. 11, 19 - 21 названных Правил).
Согласно п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 года N 1294, объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия Федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг.
В силу ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 рублей в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 рубля. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
В 2015 году стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.12.2014 года N 1211н установлена в размере, не превышающем 1028,9 рублей.
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названного Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.12.2014 года N 1211н).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
При этом обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ категории граждан, при этом внеочередное или первоочередное обеспечение путевками кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 указанного Федерального закона о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее получение, однако указанное не является основанием для возложения на соответствующий орган обязанности по ее предоставлению в первоочередном порядке по отношению к иным гражданам, обратившимся с заявлением ранее.
Изложенные выводы согласуются с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определениях от 27.07.2015 года N 2-КГ15-5 и от 27.07.2015 N 2-КГ15-6.
Судом установлено, что Максимов А.К. является ... по увечью, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждается в санаторно-курортном лечении один раз в год.
03 июня 2014 года Максимов А.К. обратился в отдел социальной защиты населения Московского района г. Чебоксары КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития ЧР с заявлением о предоставлении путевки, на основании которого был поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году, однако путевкой на санаторно-курортное лечение до настоящего времени не обеспечен, несмотря на наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний.
Принимая решение, обязывающее ГУ - РО ФСС РФ по ЧР предоставить Максимову А.К. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год во внеочередном порядке, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Чувашской Республике, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Максимов А.К. был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очередности. Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена ему исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
При таких обстоятельствах коллегия полагает постановленный судебный акт об обязании ГУ - РО ФСС по ЧР предоставить истцу санаторно-курортную путевку без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками принятым с нарушением норм материального права, в связи с чем в силу ст. 330 ГПК РФ оспариваемое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку непредоставление ответчику путевки в данном случае не может расцениваться как лишение истца принадлежащего ему права на обеспечение путевкой и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Руководствуясь статьями 328, 329, 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от искового заявления в интересах Максимова А.К. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение.
Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 августа 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Максимова А.К. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о возложении обязанности обеспечить Максимова А.К. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год согласно его заявлению от 03 июня 2014 года отказать.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи: А.В. Александрова
Г.И. Алексеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.