Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В., Агеева О.В.,
при секретаре Орловой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Анисимовой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ибресинском районе Чувашской Республики-Чувашии о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости частично незаконным, включении периодов работы, учебы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Анисимовой Н.А. на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 10 сентября 2015 года, которым постановлено:
решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в Ибресинском районе Чувашской Республики - Чувашии N от 7 августа 2015 года отменить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ибресинском районе Чувашской Республики включить Анисимовой Н.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды работы воспитателем, вожатой пионерского лагеря " ... " (Управления связи) с 1 июня 1989 по 13 июля 1989 года, а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с 17 декабря по 19 декабря 2002 года, с 2 февраля по 14 февраля 2009 года, с 9 ноября по 21 ноября 2009 года, с 24 марта по 29 марта 2014 года, с 14 апреля по 17 апреля 2014 года.
В удовлетворении исковых требований Анисимовой Н.А. о включении в специальный стаж периода учебы на физико-математическом факультете Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я.Яковлева с 14 июля 1989 года по 3 июля 1991 года, о назначении пенсии по старости с 4 августа 2015 года отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в Ибресинском районе Чувашской Республики в пользу Анисимовой Н.А. расходы на оплату услуг представителя в сумме Н.А. и расходы по уплате госпошлины в сумме Н.А..
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
установила:
Анисимова Н.А. обратилась в суд с иском с учетом уточнения к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ибресинском районе Чувашской Республики-Чувашии (далее УПФ РФ в Ибресинском районе ЧР) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости частично незаконным, включении периодов работы, учебы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а также взыскании расходов на оплату услуг представителя.
Требования мотивированы тем, что 04 августа 2015 года Анисимова Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением пенсионного органа от 07 августа 2015 года ей в назначении досрочной страховой пенсии было отказано по мотиву отсутствия необходимого 25 летнего стажа работы, при этом периоды работы с 01 июня 1989 года по 13 июля 1989 года в должности воспитателя, вожатой пионерского лагеря " ... " (Управление связи), учебы на физико-математическом факультете ЧГПУ им. И.Я. Яковлева с 14 июля 1989 года по 03 июля 1991 года, нахождения на курсах повышения квалификации с 17 декабря 2002 года по 19 декабря 2002 года, со 02 февраля 2009 года по 14 февраля 2009 года, с 09 ноября 2009 года по 21 ноября 2009 года, с 24 марта 2014 года по 29 марта 2014 года, с 14 апреля 2014 года по 17 апреля 2014 года не были включены ответчиком в ее специальный стаж работы. Не согласившись с указанным решением, истец просит признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости частично незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением образовательной и педагогической деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, спорные периоды и назначить досрочную пенсию с момента обращения в пенсионный орган, поскольку общая продолжительность ее педагогической деятельности на 04 августа 2015 года составляет 25 лет 01 месяц 10 дней.
В судебном заседании истец Анисимова Н.А. и ее представитель Федоров Л.Г. исковые требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ в Ибресинском районе ЧР Михайлова И.Н. иск не признала по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Анисимовой Н.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода учебы на физико-математическом факультете Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева с 14 июля 1989 года по 03 июля 1991 года и назначении пенсии. Истица полагает возможным включить в педагогический стаж период учебы в ВУЗе, поскольку ему предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Анисимовой Н.А., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя ответчика УПФ РФ в Ибресинском районе ЧР Михайловой И.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела в период с 01 сентября 1986 года по 15 августа 1991 года Анисимова Н.А. обучалась в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева на физико-математическом факультете на очной форме обучения.
В период обучения в ВУЗе с 01 июня 1989 года по 13 июля 1989 года истица проходила педагогическую практику в первую и вторую смены в пионерском лагере " ... " (Управление связи).
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, согласившись с решением пенсионного органа в этой части, пришел к верному выводу, что оснований для удовлетворения требований Анисимовой Н.А. о включении в специальный стаж периода учебы в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева с 14 июля 1989 года по 15 августа 1991 года не имеется.
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
С 1 января 2015 года основания назначения досрочной страховой пенсии предусмотрены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Согласно подп. 19 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 года.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрено включение в стаж педагогической деятельности периодов обучения в педагогических учебных заведениях и университетах.
Вместе с тем в период учебы Анисимовой Н.А. в педагогическом университете действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, порядок применения которого был урегулирован в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Пунктом 2 указанного Положения предусмотрена возможность включения в педагогический стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии, если непосредственно этому периоду предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 18-П от 15 июня 1998 года применение судом правовых норм пенсионного законодательства, утративших силу, но действовавших в спорные периоды, судебная коллегия находит правильным.
Между тем представленными доказательствами не подтверждается наличие условий, предусмотренных пунктом 2 Положения, позволяющих зачесть период обучения истицы в ее специальный педагогический стаж.
Из буквального содержания указанной правовой нормы следует, что периоду обучения в конкретном педагогическом учебном заведении непосредственно должна предшествовать и непосредственно за ним следовать педагогическая деятельность.
Временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него, однако в рассматриваемом случае это условие не выполнено, поскольку до поступления на учебу в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, то есть до 01 сентября 1986 года, истица педагогическую деятельность не осуществляла.
Так, из имеющихся в материалах дела документов видно, что истица поступила в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева в 1986 году (л.д. 10). До этого момента трудового стажа по специальности она не имела.
Период педагогической работы истца с 01 июня 1989 по 13 июля 1989 года протекал во время учебы как практика, а не до ее начала следовательно, отсутствует факт педагогической деятельности Анисимовой Н.А. непосредственно перед обучением, что исключает возможность зачета в специальный стаж спорного периода обучения в соответствии с условиями, установленными пунктом 2 Положения.
Таким образом, доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку направлены на иное толкование норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан.
При отсутствии на дату обращения истца в пенсионный орган необходимого специального стажа Анисимовой Н.А. обоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Обстоятельства дела судом исследованы в полном объеме и им дана надлежащая юридическая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, постановленного с учетом норм материального и процессуального права, поскольку по своей сути направлены на иное толкование положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Анисимовой Н.А. на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 10 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи: А.В. Александрова
О.В. Агеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.