Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 июля 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Домрачева С. А. к ФСИН России о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения удовлетворить;
в удовлетворении требований Домрачева С. А. к УФСИН России по Республике Марий Эл о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отказать;
признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "дата" об отказе в постановке Домрачева С. А. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить Домрачева С. А. с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты подачи заявления "дата" в порядке очередности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Домрачев С.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН России), Управлению Федеральной службе исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл) о признании за ним права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья, признании отказа комиссии ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, возложении на УФСИН России по Республике Марий Эл обязанности поставить его на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты с "дата".
В обоснование иска Домрачев С.А. указал, что с "дата" он является сотрудником службы исполнения наказаний. С семьей из 4 человек проживает в квартире площадью " ... ". Нанимателем квартиры является его отец, в жилом помещении также проживают его мать и сестра. Его супруге принадлежит " ... " доля в праве собственности на квартиру общей площадью " ... " с балконом, при этом площадь балкона составляет " ... ". Он с семьей нуждается в жилье, имеет право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, в связи с чем "дата" в территориальную комиссию УФСИН России по Республике Марий Эл им было подано соответствующее заявление. Заявление было направлено в комиссию ФСИН России. Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению данных вопросов от "дата" в постановке на учет ему отказано в связи с отсутствием документов и в связи с обеспеченностью жильем (более 15 кв. м. на одного члена семьи). Считает отказ незаконным, так как все документы, предусмотренные Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, были им предоставлены. Кроме того, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена его семьи составляет " ... "., то есть менее 15 кв. м., поскольку при расчете площади жилого помещения не должна учитываться площадь балкона.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на неправильное применением судом норм материального права, на не несоответствие выводов суда, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела.
В возражениях на жалобу Домрачев С.А. приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ФСИН России и УФСИН России по Республике Марий Эл Щегловой Е.А., поддержавшей доводы, жалобы, Домрачева С.А. и его представителя Садкову Т.А., возражавших против удовлетворения жалобы и просивших оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии с часть 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил и частью 5 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Домрачев С.А. проходит службу в УФСИН России по Республике Марий Эл, имея выслугу лет в календарном исчислении по состоянию на "дата" " ... ". "дата" Домрачев С.А. через УФСИН России по Республике Марий Эл обратился с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив необходимые документы. "дата" комиссией УФСИН России по Республике Марий Эл было принято решение направить заявление Домрачева С.А. и представленные документы в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением от "дата" (протокол заседания "N") комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Домрачеву С.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи более 15 кв. м.
Материалами дела подтверждается, что семья истца состоит из 4 человек: Домрачев С.А., его супруга Домрачева Т.А., их несовершеннолетние дети Домрачев Д.С., "дата" года рождения, и Домрачева А.С., "дата" года рождения. Семья истца проживает в квартире по адресу: "адрес", общей площадью " ... "., нанимателем которой является отец истца. В квартире зарегистрированы и проживают всего 7 человек, то есть на каждого приходится по " ... ".
Супруге истца Домрачевой Т.А. принадлежит " ... " доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: " ... ". Согласно техническому паспорту на данное жилое помещение площадь квартиры без учета балкона ( " ... ".) составляет " ... " Согласно свидетельству о государственной регистрации права общая площадь указанной квартиры с балконом составляет " ... ".
Частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Комиссия ФСИН России, отказывая Домрачеву С.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, исходила из того, что принадлежащая супруге истца " ... " доля в праве общей долевой собственности на квартиру соответствует " ... ". площади, исчисляя ее из общей площади квартиры равной " ... " то есть с учетом площади балкона.
Требования истца о незаконности решения комиссии ФСИН России основаны на том, что при определении общей площади жилого помещения на одного члена его семьи в расчет должна приниматься общая площадь квартиры, в которой его супруге принадлежит " ... " доля в праве собственности, равная " ... "., то есть без учета площади балкона.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд обоснованно исходил из того, что площадь балкона исключается из общей суммарной площади жилого помещения, поэтому общая площадь жилых помещений, находящихся во владении истца и членов его семьи, составляет " ... " ( " ... " + " ... ". х 4). При этом на каждого члена семьи истца приходится " ... "., то есть менее 15 кв. м., что соответствует условиям, предусмотренным пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, следовательно, истец имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Пунктом 5 Правил установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 61 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы согласно приведенному перечню.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России "N" от "дата" Домрачеву С.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил. Вместе с тем, в протоколе не указано, какие обязательные документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, не представлены истцом.
Судом на основании имеющихся материалов дела установлено, что истец, подавая заявление в целях постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты, приложил необходимые документы согласно перечню, установленному пунктом 5 Правил.
Доводы, опровергающие названные обстоятельства, в апелляционной жалобе не содержатся.
С учетом указанных обстоятельств суд правомерно признал незаконным решение комиссии ФСИН России от "дата" и возложил на ответчика обязанность поставить Домрачева С.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Каких-либо оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, изложенные в возражении на исковое заявление, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, в связи с чем не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного решения.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 29 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.