Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Иванова Ал.В.,
судей Лелекова Н.Г. и Юровой О.В.,
при секретаре Сафиулиной Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 сентября 2015 года, которым постановлено:
Иск заместителя прокурора Республики Марий Эл, поданный в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл удовлетворить частично.
Признать помещение Йошкар-Олинского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел Республики Марий Эл, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, "адрес" не соответствующим требованиям СанПин 2.4.1201- 03.2.4 и СанПиН 2.4.2.2821.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл до 01 января 2016 года устранить нарушения санитарно-эпидемологического законодательства в помещении Йошкар-Олинского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел Республики Марий Эл, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, "адрес";
- провести ремонт стен, разделяющих помещение дезинфекционной камеры ( N 7 на плане 1 этажа) и холодильного цеха кухни (N 11б на плане 1 этажа), спальной комнаты для мальчиков, совмещенной с игровой комнатой (N 19 на плане 1 этажа) и спортивной комнаты (N 3 на плане 2 этажа);
- устранить нарушения целостности покраски стен и потолка в помещениях медицинского изолятора (N 6 на плане 1 этажа), спальной комнаты для мальчиков, совмещенной с игровой комнатой (N 19 на плане 1 этажа), спортивной комнаты ( N 3 на плане 2 этажа), санитарного узла (N 12 на плане 1 этажа), спальной комнаты для мальчиков, совмещенной с игровой комнатой (N 19 на плане 1 этажа), 2 спальных комнат для девочек (N 7, N7а на плане 1 этажа), учебной комнаты (N 14 на плане 2 этажа);
- устранить следы подтеков на потолке и стенах спортивной комнаты (N 3 на плане 2 этажа);
- устранить следы подтеков на отопительной батарее в спальной
комнате для мальчиков, совмещенной с игровой комнатой (N 19 на плане 1
этажа);
- устранить нарушения целостности линолеумного покрытия пола в
спальной комнате для мальчиков, совмещенной с игровой комнатой (N 19 на плане 1 этажа); 2 спальных комнат для девочек (N7, N7а на плане 1 этажа), медицинского изолятора (N 6 на плане 1 этажа), спортивной комнаты (N 3 на плане 2 этажа), учебной комнаты (N 14 на плане 2 этажа).
В остальной части иска заместителя прокурора Республики Марий
Эл, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Министерству
внутренних дел по Республике Марий Эл о понуждении в принятии
дополнительных мер по лицензированию медицинской деятельности
отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл с требованиями о признании помещения Йошкар-Олинского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел Республики Марий Эл (далее - ЦВСНП МВД по Республике Марий Эл) не соответствующим требованиям СанПин 2.4.1201-03.2.4 и СанПиН 2.4.2.2821 и просил обязать до 01 января 2016 года устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства:
- провести ремонт стен, разделяющих помещение дезинфекционной камеры (N 7 на плане 1 этажа) и холодильного цеха кухни (N 11б на плане 1 этажа), спальной комнаты для мальчиков, совмещенной с игровой комнатой (N 19 на плане 1 этажа) и спортивной комнаты (N 3 на плане 2 этажа);
- устранить нарушения целостности покраски стен и потолка в помещениях медицинского изолятора (N 6 на плане 1 этажа), спальной комнаты для мальчиков, совмещенной с игровой комнатой (N 19 на плане 1 этажа), спортивной комнаты ( N3 на плане 2 этажа), санитарного узла (N 12 на плане 1 этажа), спальной комнаты для мальчиков, совмещенной с игровой комнатой (N 19 на плане 1 этажа), 2 спальных комнат для девочек (N7, N7а на плане 1 этажа), учебной комнаты ( N 14 на плане 2 этажа);
- устранить следы подтеков на потолке и стенах спортивной комнаты (N 3 на плане 2 этажа);
- устранить следы подтеков на отопительной батарее в спальной комнате для мальчиков, совещенной с игровой комнатой (N 19 на плане 1 этажа);
- устранить нарушения целостности линолеумного покрытия пола в спальной комнате для мальчиков, совмещенной с игровой комнатой (N 19 на плане 1 этажа); 2 спальных комнат для девочек (N 7, N 7а на плане 1 этажа), медицинского изолятора (N 6 на плане 1 этажа), спортивной комнаты (N 3 на плане 2 этажа), учебной комнаты (N 14 на плане 2 этажа). Кроме того, заявлено требование об обязании ответчика в срок до 01 января 2016 года принять комплекс мер по лицензированию медицинской деятельности в порядке, установленном Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", оказываемой Йошкар-Олинским центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел Республики Марий Эл.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверок, проведенных прокуратурой Республики Марий Эл совместно со специалистами Территориального органа Росздравнадзора по Республике Марий Эл, подразделения ЦГСЭН ФКУЗ "Медсанчасть МВД России по Республике Марий Эл", установлено, что объект Йошкар-Олинского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел Республики Марий Эл находится в ненадлежащем состоянии. Кроме того, по мнению истца, медицинское вмешательство - сбор и анализ жалоб пациентов, данных осмотров, результатов антропометрических исследований, относится к диагностике и входит в число мероприятий, составляющих первичную медико-санитарную помощь, которая в силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ подлежит лицензированию.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Республики Марий Эл просит отменить решение суда в части отказа в понуждении ответчика в принятии дополнительных мер по лицензированию медицинской деятельности, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционное представление Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Марий Эл также просит решение суда отменить в обжалуемой части, приводит доводы в поддержку апелляционного представления прокурора.
Выслушав объяснения прокурора Назарова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Марий Эл Запеваловой А.А., просившей решение отменить в обжалуемой части, представителя Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл Артемьевой А.Ю., просившей решение оставить без изменения, представление - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы представления и возражений, судебная коллегия полагает, что оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), для отмены или изменения решения суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в структурном подразделении МВД России по Республике Марий Эл - ЦВСНП МВД по Республике Марий Эл функционирует медицинский кабинет, в котором осуществляет медицинскую деятельность медицинский работник.
В соответствии с Положением о ЦВСНП МВД по Республике Марий Эл, утвержденным приказом МВД России по Республике Марий Эл N 156 от 17 апреля 2013 года, центр является подразделением, осуществляющим работу по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству. Лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работы в ЦВСНП организуются и проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о здравоохранении. Основной задачей центра является обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. В штате ЦВСНП МВД по Республике Марий Эл имеется должность фельдшера.
Проанализировав должностные обязанности фельдшера ЦВСНП, журнал осмотров, справки, суд первой инстанции пришел к выводу о том, фельдшер ЦВСНП МВД по Республике Марий Эл самостоятельно не осуществляет медицинскую деятельность, а только проводит осмотры и выполняет назначения врача, получение лицензии на осуществление указанной деятельности законом не предусмотрено.
Судебная коллегия полагает выводы суда обоснованными и соответствующими закону и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно должностному регламенту фельдшера ЦВСНП МВД России по Республике Марий Эл фельдшер обязан проводить медицинские осмотры несовершеннолетних, осуществлять контроль за своевременным проведением санитарной обработки детей, наблюдать за состоянием здоровья детей, при необходимости направлять в медицинские учреждения, организовывать обследования подростков, обеспечивать необходимыми медицинскими документами.
Из анализа указанных должностных обязанностей следует, что фельдшер ЦВСНП МВД России по Республике Марий Эл самостоятельно не осуществляет медицинскую деятельность, а только проводит осмотры, наблюдает за состоянием здоровья детей и организует обследования, получение лицензии на осуществление указанной деятельности законом не предусмотрено.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности Министерством внутренних дел Российской Федерации по Республике Марий Эл невозможно, поскольку оно не отвечает требованиям, установленным для соискателя лицензии на осуществление медицинской деятельности, установленным пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")". В частности, обязательное лицензионное требование - наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", стажа работы по специальности не менее 5 лет.
Поскольку осуществление медицинской деятельности полицией не предусмотрено, руководители органов полиции не имеют медицинского образования, то возложение на них обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности необоснованно и противоречит закону.
На основании изложенного, судебная коллегия находит апелляционное представление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционного представления.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий Ал.В.Иванов
Судьи Н.Г.Лелеков
О.В.Юрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.