Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Малеванного В.П.,
судей Сахалинского областного суда Кривулько В.В. и Вишнякова О.В.,
при секретаре Дударевой Я.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к "данные изъяты" РФ, ФГКУ " "данные изъяты" "данные изъяты"" "данные изъяты" РФ и ФГКУ " "данные изъяты" РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации;
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО9 на решение Южно-Сахалинского городского суда от "данные изъяты" которым в удовлетворении иска отказано.
Изучив дело, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., суд апелляционной инстанции
установил:
27 апреля 2015 года ФИО1 обратился в суд с иском к "данные изъяты", ФГКУ " "данные изъяты" "данные изъяты" РФ и ФГКУ " "данные изъяты"" "данные изъяты" РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указано, что на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членам его семьи предоставлена "адрес" по "адрес" "адрес". Поскольку квартира не имеет статуса служебной, истец более 30 лет проходит военную службу в ВС РФ; "адрес" был исключен из перечня закрытых военных городков, - то просит суд признать за ним право собственности на спорную квартиру в порядке бесплатной приватизации.
В суде ФИО5 и ФИО1 иск поддержали; представитель истца ФИО6, ФИО7, ФИО8 и представители ответчиков в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует представитель истца ФИО9, в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить иск. Указывает, что отсутствуют доказательства отнесения спорного жилого помещения к числу служебных; "адрес" исключен из перечня закрытых военных городков; истец имеет право на приватизацию спорной квартиры, т.к. проживает в квартире на условиях социального найма на основании ордера.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истца ФИО9, настаивавшей на доводах жалобы, - суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и истца (третьих лиц) в порядке ст. 167 ГПК РФ, поскольку все ответчики и истец ФИО1 (а также члены его семьи) извещены судебной коллегией о дате и месте судебного заседания (о чем ими предоставлены расписки о согласии на рассмотрение дела в их отсутствие).
При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статьи 217 ГК РФ, согласно которым имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
Согласно п.п. "и" п.2 Постановления Правительства РФ от 29.12.08 г. N 1053, Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций, осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации имущества, -
однако такой порядок до настоящего времени не определен.
Согласно общих положений действующего законодательства о приватизации жилищного фонда в РФ, установленных в статьях 1, 2, 4, 6 и 11 Закона РФ от 4.07.91 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", приватизация жилых помещений - бесплатная
передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилфонда
на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также
служебные жилые помещения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, а также государственными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилфонде социального использования один раз. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Согласно положениям статей 61 и 63 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма данного жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения
жилищного фонда социального использования.
Как следует из материалов дела, предметом спорных правоотношений является квартира по адресу: "адрес" "адрес". "адрес" "адрес" "адрес", предоставленная на основании выданного "адрес" ордера N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членам его семьи (как военнослужащему). До настоящего времени с ФИО1 и членами его семьи не заключен договор соцнайма спорной квартиры, - поскольку она не является муниципальной собственностью МО "данные изъяты"".
Истец просит признать право собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение, члены семьи отказались от приватизации в ее пользу. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р, "адрес" "адрес" (где находится спорная квартира) исключен из перечня закрытых военных городков. Тем не менее, согласно выписке из реестра федерального имущества, в настоящее время "адрес" находится в оперативном управлении ФГУ " "данные изъяты", т.е. является федеральной собственностью.
Судом первой инстанции обоснованно указано в обжалуемом решении о том, что частью 3 статьи 47 и нормами главы 3 ("Служебные жилые помещения") ЖК РСФСР, Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22.01.93 года N 4338-1, Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 30.12.98 года N 76-ФЗ, а также нормами главы 10 ("Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими") ЖК РФ, не допускалось ранее предоставление в закрытых военных городках жилого помещения без указания "служебное", равно как в настоящее время не предусмотрено предоставление жилья в закрытых военных городках на условиях договора социального найма; кроме того, жилищный фонд военного городка " "данные изъяты"" не находился и не находится в ведении органа исполнительной власти администрации "адрес", а относится к жилищному фонду МО РФ.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных действующим законодательством (п.6 ст.12, п.5 ст.13, ч.ч.3,4 ст.49 ЖК РФ).
На основании совокупного анализа спорных правоотношений, имеющихся в деле доказательств и вышеприведенного жилищного законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что стороной истца не представлено суду доказательств снятия статуса служебного со спорной квартиры, а также наличия решения о предоставлении истцу спорного жилого помещения как относящегося к
жилищному фонду социального использования.
На основании вышеизложенного, поскольку спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении ФГКУ " "данные изъяты"" "данные изъяты" РФ и было предоставлено истцу как военнослужащему в закрытом военном городке на основании служебного ордера, - суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При этом к компетенции суда не относится решение вопросов об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а запрет на приватизацию служебных жилых помещений прямо предусмотрен действующим законодательством. При таком положении дела судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований истца о признании за ним права собственности на данное жилое помещение в порядке его приватизации.
Все доводы жалобы представителя истца, фактически совпадающие с доводами, приведенными в иске в обоснование заявленных требований,- не могут быть признаны состоятельными как не основанные на законе; кроме того они относятся к обстоятельствам, которые судом исследовались с последующей правовой оценкой в обжалуемом решении, с которым суд апелляционной инстанции соглашается.
При таком положении дела, когда решение судом постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами, которым дана правильная правовая оценка, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность постановленного решения исходя из доводов жалобы, не находит оснований к его отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 2.07.15 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий Малеванный В.П.
Судьи Сахалинского областного суда Кривулько В.В.
Вишняков О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.