Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Усольцевой И.В.,
судей Качура И.О. и Неволина Е.В.,
при секретаре Капруновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению прокурора "адрес" в интересах В.Е.С. к Государственному учреждению - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации в соответствии с программой реабилитации
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым заявленные прокурором требования удовлетворены:
на Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить В.Е.С. техническими средствами реабилитации в соответствии с программой реабилитации: памперсами в количестве "данные изъяты" штук.
Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., выслушав объяснение представителя Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Н.К.С., прокурора К.Д.А., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор "адрес" в интересах В.Е.С. обратился в суд с заявлением к Государственному учреждению - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить В.Е.С. техническими средствами реабилитации в соответствии с программой реабилитации: памперсами в количестве "данные изъяты" штук.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав социально незащищенной категории граждан установлено, что В.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства и воспитанницей государственного бюджетного учреждения " "адрес" детский дом-интернат для умственно отсталых детей". Согласно индивидуальной программе реабилитации она имеет право на получение технических средств реабилитации - памперсов в количестве 90 штук в месяц. В ДД.ММ.ГГГГ она недополучила "данные изъяты" штук памперсов.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор К.Ю.А. заявленные требования поддержала. Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует Государственное учреждение - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду применения судом закона, не подлежащего применению, недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, а также в связи с нарушением норм процессуального права.
Представитель фонда полагает, что способ защиты прав инвалида, заявленный прокурором в иске, является ненадлежащим. Обращает внимание на то, что В.Е.С. имела право на получение средств реабилитации до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд ошибочно применил положения статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые, по мнению апеллятора, могут применяться при условии, что решение будет обязывать ответчика совершить действия, не связанные с передачей имущества. Ссылаясь на положения пункта 5 "Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", просит учесть, что право инвалида на получение средств реабилитации не ограничено календарным годом, в связи с чем вывод суда об обязанности фонда предоставить инвалиду количество подгузников за год, не соответствует обстоятельствам дела. Кроме этого, полагает, что прокурор не имел полномочий на обращение в суд в интересах В.Е.С. в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку у инвалида имеется законный представитель в лице директора учреждения, в котором она находится. В связи с изложенным, просит решение суда отменить и прекратить производство по делу.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Носикова К.С. доводы апелляционной жалобы поддержала. Прокурор К.Д.А. полагал законным решение суда и просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Государственное бюджетное учреждение " "адрес" детский дом-интернат для умственно отсталых детей" о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще факсимильной связью, представителя в суд не направили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьями 39, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности.
В силу статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
Пунктом 22 Федерального перечня к техническим средствам реабилитации отнесены абсорбирующее белье, подгузники.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 "Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2); обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства (подпункт "а" пункта 3); техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду, передается ему бесплатно и в безвозмездное пользование, финансирование связанных с этим расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 6, пункт 16).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, В.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства, инвалидность установлена повторно сроком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты").
Индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, выданной ДД.ММ.ГГГГ Тымовским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы, определена необходимость в обеспечении В.Е.С. техническими средствами реабилитации: подгузниками (памперсами) в количестве 90 штук в месяц, до исполнения ей 18 лет ( "данные изъяты").
Из информации государственного бюджетного учреждения " "адрес" детский дом-интернат для умственно отсталых детей", предоставленной прокурору "адрес", следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из "данные изъяты" штук памперсов, необходимых В.Е.С. в ДД.ММ.ГГГГ согласно программе реабилитации, получено "данные изъяты" штук, то есть недопоставлено "данные изъяты" памперсов ( "данные изъяты").
На обращение директора государственного бюджетного учреждения " "адрес" детский дом-интернат для умственно отсталых детей" по вопросу обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в, исполняющим обязанности управляющего Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в пределах лимитов, выделенных средств федерального бюджета на текущий год. Отделение Фонда обеспечивает граждан техническими средствами реабилитации в зависимости от даты подачи заявления. Одной из причин неисполнения заявок инвалидов в ДД.ММ.ГГГГ явилось несвоевременное финансирование средств федерального бюджета ( "данные изъяты").
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", пришел к правильному выводу о том, что несоблюдение Государственным учреждением - Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации требований федерального законодательства по предоставлению технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, нарушает права В.Е.С.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку В.Е.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации (подгузниками), предусмотренных пунктом 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ей не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации в связи с тем, что обязанность фонда по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации ограничена пределами финансирования либо истечением календарного года.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что возможность выдачи расходных средств реабилитации (подгузников) за прошлый период действующим законодательством не предусмотрена, является несостоятельной. Истечение календарного года, в котором В.Е.С. следовало предоставить средства реабилитации, не свидетельствует о прекращении соответствующего права инвалида на получение указанных средств в натуре. Ненадлежащее исполнение обязательства ответчиком не прекращает неисполненное обязательство (глава 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод жалобы об отсутствии у прокурора полномочий на обращение в суд с иском в защиту прав и интересов В.Е.С., ввиду наличия у последней законного представителя в лице учреждения, в котором она воспитывается, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина. Такое заявление может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
С учетом изложенного, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований к отмене решения суда они не содержат, поскольку выводов суда, изложенных в решении, не опровергают и не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения.
Решение суда является обоснованным и законным, основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, не установлено. В связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 05 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Сахалинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Усольцева
Судьи И.О. Качура
Е.В. Неволина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.