Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Усольцевой И.В.,
судей Качура И.О. и Неволиной Е.В.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску А.Н.А. к администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" и к муниципальному казенному учреждению "Центр жилищных отношений" о включении в реестр лиц, переселяемых из ветхого, непригодного для постоянного проживания жилья
по апелляционной жалобе А.Н.А. на решение Анивского районного суда от 21 июля 2015 года, которым в удовлетворении заявленных А.Н.А. требований отказано.
Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ А.Н.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" и к муниципальному казенному учреждению "Центр жилищных отношений" о включении в реестр лиц, переселяемых из ветхого, непригодного для постоянного проживания жилья.
В обоснование заявленных требований А.Н.А. указала, что ДД.ММ.ГГГГ состояла в зарегистрированном браке с А.А.Н., который является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". В данном жилом помещении она и ее дочь А.П.А. зарегистрированы, но не проживают, вынуждены снимать жилье. На основании акта и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение признано ветхим и не пригодным для постоянного проживания. Как ей стало известно, бывший супруг получает новое жилье взамен ветхого. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального образования " "адрес" городской округ" с заявлением о постановке ее и дочери на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Орган местного самоуправления в своем ответе рекомендовал ей с данным вопросом обратиться в муниципальное казенное учреждение "Центр жилищных отношений", однако данное учреждение вопрос о восстановлении ее жилищных прав не рассматривает.
На основании изложенного А.Н.А. просила суд обязать администрацию муниципального образования " "адрес" городской округ" включить ее и дочь А.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в реестр лиц, переселяемых из ветхого, непригодного для постоянного проживания жилья, с момента признания его таковым, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании в суде первой инстанции А.Н.А. поддержала заявленные требования. Представитель администрации муниципального образования " "адрес" городской округ" Р.Л.Н. требования не признала. Представитель муниципального казенного учреждения "Центр жилищных отношений" в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое А.Н.А. в апелляционной жалобе просит отменить, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Отмечает, что судом не дана оценка доводу об отсутствии в муниципальном образовании " "адрес" городской округ" списков лиц, подлежащих переселению из непригодного для проживания жилого фонда. Не согласна с тем, что она и ее дочь постановлены на учет в качестве членов семьи собственника жилого помещения - А.А.Н. Просила принять во внимание то обстоятельство, что ее брак с А.А.Н. расторгнут, на момент признания жилого помещения непригодным для проживания, она и ее дочь не являлись членами семьи собственника квартиры, в спорном жилье не проживали. Полагает, что при таких обстоятельствах имеются основания для постановки ее и дочери на самостоятельный учет для получения жилья. В связи с изложенным просит принять по делу новое решение.
Муниципальное казенное учреждение "Центр жилищных отношений" и администрация муниципального образования " "адрес" городской округ", полагая решение суда законным и обоснованным, просят в письменных возражениях об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба А.Н.А. рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В суд апелляционной инстанции стороны не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще - А.Н.А. и ее представитель К.И.Г. смс-сообщением, администрация муниципального образования " "адрес" городской округ" и муниципальное казенное учреждение "Центр жилищных отношений" факсимильной связью.
Поскольку явка сторон по данному делу не является обязательной и не признана судом обязательной, руководствуясь частью 7 статьи 150, частью 1 статьи 307 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого решения .
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 52 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации к категории таких граждан относятся малоимущие граждане, признанные по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Подпунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу статьи 52 вышеуказанного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из анализа указанных правовых норм следует, что для включения в очередь для получения жилого помещения по договору социального найма, необходимо наличие законных оснований и соблюдение предусмотренного порядка подачи заявления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А.Н.А. состояла в зарегистрированном браке с А.А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация расторжения брака произведена ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты").
Согласно свидетельству о рождении серия N А.Н.А. и А.А.Н. являются родителями несовершеннолетней А.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( "данные изъяты").
С ДД.ММ.ГГГГ А.Н.А. и несовершеннолетняя А.П.А. зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес". В этом жилом помещении зарегистрирован также А.А.Н. - с ДД.ММ.ГГГГ и К.А.С. - с ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты").
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением мэра муниципального образования " "адрес" городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N, двухквартирный жилой "адрес" в "адрес" признан ветхим и непригодным для постоянного проживания ( "данные изъяты").
Постановлением администрации Анивского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N-па утверждена муниципальная программа "Обеспечение населения муниципального образования " "адрес" городской округ" качественным жильем на 2015-2020 годы" в рамках которой предусмотрено строительство (приобретение на первичном рынке) жилья для формирования муниципального жилищного фонда и предоставления данного жилья гражданам следующих категорий: проживающих в жилых домах, признанных в установленном порядке аварийными или непригодными для постоянного проживания, включая граждан, проживающих в данных ветхих и аварийных домах, которые не состоят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке в соответствии с требованиями статьи 57 жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из Приложения N к данной Программе, лица, зарегистрированные в "адрес" доме по "адрес" в "адрес" ( "данные изъяты" человека), включены в список для расселения из непригодного для проживания дома ( "данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ А.Н.А. обратилась к главе муниципального образования " "адрес" городской округ" по вопросу предоставления ей реестра лиц, которым положено жилье по программе переселения из непригодного для проживания жилого помещения ( "данные изъяты").
На указанное обращение муниципальное казенное учреждение "Центр жилищных отношений" сообщило, что вопрос переселения граждан из жилого "адрес" в "адрес" будет рассматриваться по мере строительства жилья в "адрес" ( "данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к мэру муниципального образования " "адрес" городской округ" с заявлением, в котором просила принять ее на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях ( "данные изъяты").
На данное заявление руководителем муниципального казенного учреждения "Центр жилищных отношений" направлен ответ с разъяснением о порядке предоставления жилых помещений и категориях граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, со ссылкой на положения статей 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В ответе также указан адрес, по которому возможно получить консультацию по вопросу постановки на учет, время получения консультации и телефон учреждения ( "данные изъяты").
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о включении истицы и ее дочери в реестр лиц, переселяемых из непригодного для проживания жилья, суд первой инстанции, правильно применив нормы статей 57, 85, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что А.Н.А. и ее дочь уже включены в число лиц, подлежащих расселению из жилого помещения, непригодного для проживания.
Довод в апелляционной жалобе о том, что данные о включенных в муниципальную программу гражданах, являются обезличенными, не может быть принят во внимание, поскольку сведения о количестве лиц, подлежащих переселению из непригодной для проживания "адрес", сформированы на основании справки о составе семьи ( "данные изъяты" человека), в которую включены истица и ее несовершеннолетняя дочь.
Ссылка истицы в жалобе на то, что она не является членом семьи собственника жилого помещения, сама по себе не может служить основанием для внеочередного предоставления ей жилья отдельно от иных лиц, подлежащих переселению из непригодной для проживания квартиры. Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации (части 2 статьи 57, статей 86-88, 89), предоставление жилья вне очереди взамен непригодного для проживания носит компенсационный характер, в связи с чем, новое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому, при этом количество лиц проживающих в таком помещении либо имеющим на него право, значения не имеет. Тогда как для получения жилого помещения по договору социального найма в связи с нуждаемостью по иным основаниям, необходимо быть принятым на учет в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке.
Поскольку истица не обращалась с заявлением в органы местного самоуправления в установленном законом порядке для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с приложением всех необходимых документов, правовых оснований для возложения обязанности на орган местного самоуправления включить ее в очередь на получение жилья не имеется.
Апелляционная жалоба содержит доводы, которые заявлялись стороной истца в обоснование иска, являлись предметом оценки суда первой инстанции, признаны несостоятельными. Указанные доводы основаны на неправильной трактовке существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих.
Поскольку постановленное судом решение соответствует закону и установленным обстоятельствам, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Анивского районного суда от 21 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Усольцева
Судьи И.О. Качура
Е.В. Неволина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.