Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Лихачевой С.А.,
судей - Неволиной Е.В., Качура И.О.,
при секретаре - Вавулиной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.О.А. к Государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки Сахалинской области" о признании права на предоставление единовременной социальной выплаты, -
по апелляционной жалобе представителя истца С.В.В. на решение Охинского городского суда от 04 августа 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Н.О.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) просила признать за своей семьей право на предоставление единовременной социальной выплаты многодетным семьям на приобретение жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области согласно Закону Сахалинской области от 06 декабря 2010 года N 112-ЗО "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области" (далее - Закон Сахалинской области N 112-ЗО); признать незаконным и отменить решение Государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки Сахалинской области" (далее - ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области") N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении указанной выплаты; обязать ответчика предоставить выплату; взыскать с ответчика судебные расходы в сумме "данные изъяты".
В обоснование заявленных требований указала, что является одинокой многодетной матерью пятерых детей: Н.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Р.К.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Н.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Н.Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Н.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отделение по Охинскому району ГКУ "Центр социальной поддержки "адрес"" с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты многодетным семьям для приобретения квартиры. Однако в предоставлении данной выплаты ей было отказано по тому основанию, что решением Охинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении старшей дочери Н.П.А. истица лишена родительских прав. Полагала данный отказ необоснованным, поскольку ею воспитывается четверо детей, в отношении которых она не лишена родительских прав, и обеспеченность каждого члена семьи общей площадью жилого помещения составляет менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в городском округе "Охинский".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Н.О.А. - С.В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Указывает, что семья истца отвечает всем требованиям, предъявляемым Законом Сахалинской области N 112-ЗО к получателям единовременной социальной выплаты. Считает, что у суда не имелось оснований полагать, что она недобросовестно исполняет свои родительские обязанности по отношению к четверым младшим детям. Полагает, что обжалуемым решением нарушены права детей истицы на достойные жилищные условия.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании части 2 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы,судебная коллегия приходит к следующему.
В целях предоставления в Сахалинской области социальной поддержки семьям, имеющим детей, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 ноября 2010 года принят Закон Сахалинской области N 112-ЗО "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области". Этот закон устанавливает систему мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в связи с рождением, обучением и воспитанием детей.
К числу лиц, имеющих право на социальную поддержку, относятся многодетные семьи - семьи, проживающие на территории Сахалинской области, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных или принятых под опеку (попечительство), в приемную семью и воспитывающим их до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (статья 2 Закона).
Одним из видов социальной поддержки, предоставляемой многодетным семьям, является единовременная социальная выплата в размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2000000 рублей, при рождении в семье третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2013 года при условии регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Сахалинской области (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона).
Эта выплата предоставляется однократно многодетной семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при условии рождения одного из родителей на территории Сахалинской области и проживания одного из родителей на территории Сахалинской области в общей сложности не менее десяти лет.
Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются отвечающие одному из следующих условий многодетные семьи:
1) не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления часть 3 статьи 4 Закона).
Денежная выплата, установленная пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона выплачивается одному из родителей на основании решения о ее назначении, принятого государственным казенным учреждением Сахалинской области, предоставляющим государственные услуги, связанные с оказанием отдельным категориям граждан и семьям в Сахалинской области социальной поддержки (часть 2 статьи 4 Закона).
Статьей 12 указанного Закона предусмотрено, что основанием для отказа в назначении спорной денежной выплаты, в числе прочих, является лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах.
Аналогичного содержания норма закреплена в пункте 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты многодетным семьям на приобретение жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, утвержденных приказом Министерства социальной защиты Сахалинской области от 17 октября 2013 года N 117-н.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что Н.О.А. является матерью пятерых детей: Н.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Р.К.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Н.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Н.Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Н.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Охинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ она лишена родительских прав в отношении дочери Н.П.А..
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Отделение по Охинскому району ГКУ "Центр социальной поддержки Сахалинской области" с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты многодетным семьям для приобретения квартиры.
Решением указанного органа от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении данной выплаты ей отказано в связи с лишением родительских прав в отношении ребенка.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения регионального законодательства, пришел к выводу о том, что сам факт лишения истицы родительских прав является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой меры социальной поддержки.
Этот вывод в решении подробно мотивирован, основан на надлежащей оценке представленных сторонами доказательств и правильном применении положений действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем судебная коллегия с ним соглашается.
Доводы апелляционной жалобы отмену правильного судебного акта не влекут, поскольку основаны на неверном толковании положений законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Так, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1).
Разрешение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 этого Федерального закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
В силу части 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Правовое регулирование, установленное Законом Сахалинской области N 112-ЗО, федеральному законодательству не противоречит, соответствует ему.
Согласно части 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, теряют не только все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), но и право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", его действие не распространяется, за некоторым исключением, на граждан Российской Федерации, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах.
При таких обстоятельствах, установление в региональном законе такого условия реализации гражданином права на получение мер социальной поддержки как отсутствие факта лишения гражданина родительских прав, является реализацией предоставленных субъектам Федерации дискреционных полномочий по обеспечению мер дополнительной социальной поддержки нуждающихся групп населения, и в полной мере соотносится с федеральным законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Охинского городского суда от 04 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца С.В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Лихачева
Судьи Е.В. Неволина
И.О.Качура
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.