Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Лихачевой С.А.,
судей - Пискуновой Н.В., Качура И.О.,
при секретаре - Вавулиной А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Я.В.О., Я.О.Н., Я.Л.В. к Министерству социальной защиты Сахалинской области, администрации Корсаковского городского округа о признании действий незаконными, признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности оформить и выдать жилищный сертификат,-
по апелляционным жалобам истцов Я.В.О., Я.О.Н., Я.Л.В., третьего лица Я.Ю.О. на решение Корсаковского городского суда от 04 августа 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Я.В.О., Я.О.Н., Я.Л.В. обратились в суд с иском к Министерству социальной защиты Сахалинской области, администрации Корсаковского городского округа, в котором (с учетом представленных ДД.ММ.ГГГГ уточнений) просили признать незаконным отказ в выдаче жилищного сертификата, признать за Я.В.О. право на получение жилищной субсидии по нормативам размера жилищных субсидий для приобретения жилого помещения общей площадью 21 квадратный метр, возложить на Министерство социальной защиты Сахалинской области обязанность оформить жилищный сертификат на Я.В.О., включая членов его семьи - Я.О.Н. и Я.Л.В., возложить на администрацию Корсаковского городского округа обязанность выдать жилищный сертификат в сроки, установленные судебным решением, взыскать с ответчиков судебные расходы в сумме "данные изъяты".
В обоснование заявленных требований указали, что с 2010 года Я.В.О., являющийся инвалидом с детства, совместно с членами своей семьи Я.О.Н. и Я.Л.В. состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в категории "инвалиды". Письмом Министерства социальной защиты Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ (полученным ДД.ММ.ГГГГ) истцы были уведомлены о принятии решения об отказе в предоставлении жилищной субсидии по тому основанию, что заявитель и его родители зарегистрированы и проживают в квартире, принадлежащей на праве собственности сестре заявителя Я.Ю.О. При этом гражданину, заявившему об отсутствии жилого помещения для постоянного проживания, и в то же время проживающему в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его родственникам, может быть выдан сертификат только в том случае, если он включит их в состав семьи, ввиду установленного статьей 6 Федерального закона N 125-ФЗ условия выдачи государственного жилищного сертификата в виде обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. По мнению истцов, у ответчиков отсутствовали основания для побуждения Я.Ю.О. к участию в государственной программе и отчуждению в связи с этим принадлежащего ей жилого помещения, а отказ в предоставлении жилищной субсидии Я.В.О. с учетом членов его семьи Я.О.Н. и Я.Л.В. является незаконным.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы Я.В.О., Я.О.Н., Я.Л.В. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. В обоснование жалобы приводят доводы, аналогичные тем, которые были изложены ими в исковом заявлении. Не соглашаются с выводом суда об отсутствии права на получение государственного жилищного сертификата.
В апелляционной жалобе третье лицо Я.Ю.О. просит решение суда отменить в части признания ее членом семьи Я.В.О., возложении на нее обязанности безвозмездно передать в муниципальную или государственную собственность принадлежащие ей на праве собственности жилые помещения. Указывает, что ею были заявлены самостоятельные требования о признании не участвующей в подпрограмме, которые не были рассмотрены судом. Обращает внимание на отсутствие у нее волеизъявления на получение государственного жилищного сертификата. Считает, что вследствие неверной оценки судом представленных в дело доказательств, принятым решением нарушены ее жилищные права.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы истцов и третьего лица представитель Министерства социальной защиты Сахалинской области Т.Ю.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Я.Л.В., действующая за себя и как представитель Я.В.О., Я.О.Н. и Я.Ю.О., апелляционные жалобы поддержала. Администрация Корсаковского городского округа и Министерство социальной защиты Сахалинской области своих представителей в судебное заседание не направили, не явились в судебное заседание также истцы Я.В.О., Я.О.Н. и Я.Ю.О., о времени и месте рассмотрения дела все участвующие в деле лица извещены надлежащим образом - посредством факсимильной связи и телефонограммами, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Я.В.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с рождения проживает в городе "адрес", является инвалидом с детства, инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Постановлением мэра Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N он поставлен на учет граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" составом семьи 3 человека: Я.Л.В. (мать), Я.О.Н. (отец) и Я.Ю.О. (сестра), адрес занимаемого жилого помещения указан: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по указанному адресу передано в собственность Я.Ю.О. по договору передачи жилого помещения в собственность граждан. При этом истцы отказались от права на приватизацию своей доли в квартире, однако продолжают в ней проживать.
ДД.ММ.ГГГГ Я.В.О. подал мэру Корсаковского городского округа заявление о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в котором в качестве членов своей семьи указал 2 человека - мать и отца. Этот состав семьи указан им и в последующих заявлениях.
Судом установлено также, что Я.В.О. включен в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы на 2015 год по Сахалинской области.
Из письма Министерства социальной защиты Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ N со ссылкой на распоряжение Министерства социальной защиты Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ N
следует, что Я.В.О. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата по причине неприложения им к заявлению о выдаче сертификата обязательства о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность.
Разрешая заявленные требования о признании указанного отказа незаконным, суд пришел к выводу о том, что Я.В.О. не было соблюдено обязательное условие предоставления государственного жилищного сертификата в виде представления обязательства о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность, а потому в удовлетворении этой части иска отказал.
Этот вывод судебная коллегия находит соответствующим установленным по делу обстоятельствам и закону.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Согласно подпункту "ж" пункта 44 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой Программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N153 (далее - Правила) для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет (в числе прочих документов) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 Правил, сертификат не выдается (пункт 44(1) Правил).
Из дела видно, что Я.В.О. отказался представить обязательство о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в муниципальную собственность в связи с тем, что указанная квартира является собственностью его сестры Я.Ю.О., а других жилых помещений в собственности он и его родители не имеют.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за истцами сохранилось право пользования указанным помещением, а потому обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность занимаемого жилого помещения относится к числу документов, которые гражданин должен представить для получения государственного жилищного сертификата.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Я.В.О. представил неполный пакет документов, необходимых для получения социальной выплаты, в связи с чем ему правомерно отказано в выдаче государственного жилищного сертификата.
Отказывая в удовлетворении исковых требования о признании за Я.В.О. права на получение жилищной субсидии по нормативам размера жилищных субсидий для приобретения жилого помещения общей площадью 21 квадратный метр, суд первой инстанции правильно указал на ошибочность позиции истцов, полагающих, что за ними сохранится право на получение жилищной субсидии по указанному нормативу в случае принятия решения не отчуждать в муниципальную собственность занимаемое жилое помещение.
В части 5 статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ, на которую ссылаются истцы в обоснование указанного требования, предусмотрено специальное правило, согласно которому в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей.
Как видно из диспозиции данной нормы с учетом преамбулы указанного Федерального закона, она распространяет свое действие лишь на тех граждан, которые выехали из районов Крайнего Севера не ранее 01 января 1992 года, к числу которых истцы не относятся.
Не распространяются на истцов и положения пункта 16.2 указанных выше Правил, предусматривающих для отдельных категорий граждан возможность оставить занимаемое жилое помещение для дальнейшего проживания.
Кроме того, механизм подсчета общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии в указанном случае, предполагает учет разницы между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 Федерального закона 125-ФЗ, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Иной механизм подсчета указанной разницы, в том числе предлагаемой истцами, законодательством не предусмотрен.
Из статьи 5 Федерального закона 125-ФЗ и пункта 16.1 Правил следует, что социальная выплата на выезжающую семью из трех человек предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения 54 кв.м. Площадь жилого помещения, оставленного истцами для дальнейшего проживания, составляет 44.3 кв.м.
Поскольку разница, исчисленная в соответствии с установленными правилами, составляет менее 18 кв.м., выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна только при исполнении им условия о безвозмездной передаче занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность.
Доводы апелляционной жалобы истцов основаны на ошибочном понимании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а потому отмену правильного по существу судебного акта не влекут.
Не являются основанием для отмены судебного акта и доводы апелляционной жалобы третьего лица Я.Ю.О. о нарушении принятым решением ее жилищных прав, поскольку из резолютивной части этого решения следует, что вопрос о правах и обязанностях данного лица им разрешен не был.
Доводы указанного лица о том, что суд не разрешилзаявленные ею самостоятельные требования о признании не участвующей в подпрограмме, своего подтверждения в суде апелляционной инстанции не нашли.
В судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, представитель третьего лица Я.Л.В. предъявила суду заявление Я.Ю.О., которая со ссылкой на статью 42 ГПК РФ просила признать ее не участвующей в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Указанное заявление по форме и содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым статьями 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель третьего лица Я.Л.В. пояснила, что указанное заявление не является самостоятельным требованием, а представляет собой письменное мнение Я.Ю.О. относительно рассматриваемого дела, ссылка в нем на статью 42 ГПК РФ является ошибочной, при разрешении заявления необходимо руководствоваться статьей 43 указанного кодекса.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствовали основания считать данное заявление самостоятельным иском третьего лица.
Таким образом, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Корсаковского городского суда от 04 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы истцов Я.В.О., Я.О.Н., Я.Л.В., третьего лица Я.Ю.О.
- без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Лихачева
Судьи Н.В.Пискунова
И.О.Качура
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.